Прямой эфир

Социальный проект

Юбилей
Поздравить
В этом году «Детскому вопросу» исполняется 15 лет!
Вопрос ребром
Подробнее
«Чужие» дети. Позиция Верховного суда
Интересно
Смотреть
Фотофильм «Поезд надежды»
Куда обращаться
Куда обращаться

Тел. (495) 625-51-05. Управление по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан Департамента социальной защиты населения города Москвы.

15

лет

Анастасия Ф.

Дата рождения: Февраль 2004 г.

Регион: Москва

Возможные формы устройства: Усыновление, опека (попечительство), опека по договору (приемная семья)

Уникальный номер на сайте: #3976

Анастасия

Характеристика на октябрь 2018 года:

Настя недавно в учреждении. Случилось так, что Настиной мамы не стало, а сил бабушки и отчима не хватило, чтобы воспитывать ребенка. Девочка спокойно рассказывает о своих жизненных трудностях, о том, как она жила в семье, понимает, какие причины привели ее в учреждение.

Настя эмоциональная и открытая девочка, легко находит общий язык и с ребятами, и с педагогами. Она прислушивается к мнению друзей, но готова, при необходимости, и отстаивать собственные принципы и интересы. Не смотря на то, что девочка  росла в не очень благополучной среде, у нее сформировалось какое-то внутреннее чувство справедливости, такта и уважения.

В семье родственники не очень заботились о развитии и образовании Насти, поэтому у нее много пробелов в учебе, но  при этом хорошие способности. При поддержке и контроле со стороны взрослых, она, скорее всего, сможет всё нагнать.

Насте нужны спокойные, родители, которые смогут дать девочке тепло и заботу, и, вместе с тем мягко обозначат границы поведения, покажут, что можно, а что нельзя.

Страница Насти в ФБД: http://www.usynovite.ru/child/?id=d0ghf-3d1c

Из выпуска 391 (эфир - 3 ноября 2018 года):

В тихом и уютном кабинете психолога одного из московских детских домов состоялась наша встреча с 14-летней Настей. У нее короткие русые волосы, внимательные карие глаза и слегка ироничная улыбка. В учреждение эта хрупкая, насторожённая девочка попала меньше года назад.

Корр.: Что ты в свободное время очень любишь делать?

Настя: Рисовать людей. Со спины.

Корр.: Расскажи немножко поподробнее, ты акварелью рисуешь или гуашью?

Настя: Акварелью и гуашью.

Корр.: А что тебе больше нравится – акварель или гуашь?

Настя: Акварель.

Корр.: А почему?

Настя: Просто так удобнее. Вообще я, по сути, не одна рисовала, я рисовала со своей подругой, но потом меня перевели, и я перестала рисовать. Обычно она мне давала идеи, что мне нарисовать.

Корр.: То есть тебе нужна какая-то идея?..

Настя: Да, мне нужна какая-то идея, мне нужно было вдохновение.

Корр.: Из чего ты обычно черпаешь вдохновение?

Настя: С картинок всяких, допустим, в пабликах.

Корр.: В интернете.

Настя: Да.

Корр.: А кроме рисования… но ты говоришь, что сейчас ты не рисуешь.

Настя (одновременно)Музыку слушаю. Гуляю с друзьями.

Корр.: А какую музыку любишь?

Настя: Я меломан, мне вся музыка нравится.

Корр.: Может быть, любишь читать или фильмы смотреть?

Настя: Фильмы я редко смотрю, скорее мультфильмы всякие.

Корр.: Сейчас в каких-нибудь кружках занимаешься, в студиях?

Настя: На кружки хожу, обычно почти на все. Любая поделка, которую я делаю, я отдаю ее своей бабушке. А она ее сохраняет у себя. Я это делаю, чтобы от меня осталось что-то на память, по крайней мере.

За пределами казенных стен кроме бабушки и младшего братишки у Насти никого нет. После смерти матери мальчик остался в семье кровного отца, отчима девочки. Тем не менее, Настя продолжает беспокоиться о братике и говорит, что ее заветная мечта такая: чтобы у него всё было хорошо. Ведь она привыкла присматривать за ним, заменив мальчику и маму, и папу. Наверное, поэтому Настя показалась нам не по годам серьезной и волевой девчонкой. Но за внешностью ершистого подростка-ежонка прячется скромная и тонкая натура.

Корр.: Расскажи чуть-чуть, какой у тебя характер?

Настя: Ну, не знаю… я была в лагере, и про меня говорили хорошее. Там у нас была штука такая: мы вешали на память веревочки и при этом говорили что-то хорошее. Многие люди подходили, говорили: «Ты такая позитивная, милая, хорошая». Я плакала, но при этом была рада. Я общаюсь много с людьми. Для меня сейчас нетрудно найти друзей. Раньше было трудно.

Корр.: Ты говоришь, что общаешься со многими ребятами. А что тебе в них нравится? Что ты ценишь в людях?

Настя: Справедливие.

Корр.: Справедливость…

Настя: Да.

Корр.: А чего вообще бы не потерпела никогда?

Настя: Если бы, допустим, человек что-то рассказал про меня… Если б я что-то натворила, собиралась признаться, и он просто выкрикивает: «Да Настя это сделала!» Неприятно совсем. Допустим, друг никогда не предаст своего друга, а обычно даже заступится.

Корр.: Про себя можешь сказать, что ты решительная? Или ты долго думаешь, сомневаешься?

Настя: Долго. Если я, допустим, что-то натворила… рассказать или не рассказать… я бы рассказала, потому что это было бы честно.

Корр.: То есть, ты совестливая.

Настя: Вроде бы она у меня есть.

Обычно в детских домах мы фотографируем ребят, с которыми удалось пообщаться. Настя попросила дать ей время, чтобы подготовиться к съемке. И пока девочка ходила прихорашиваться, мы поговорили о ней с психологом учреждения Еленой Аленовой.

Е. Аленова: Она очень искренняя. Она домашний ребенок, потому что жила в семье. Она открытая, доброжелательная. Она честна. Она самостоятельная, очень заботливая, внимательная. Подаст стакан воды, если нужно будет… В лагере она свою котлету отдавала на хоздворе собачкам и кошечкам. Светлый, позитивный ребенок. Она умеет готовить. Ее жизнь научила. Дома было холодно и неуютно. Мама была холодная, я так понимаю. И папы не было. И отчим был холодный, достаточно жестокий и жесткий. Взрослые на нее возложили свою ответственность, и она занималась не тем, чем должен заниматься ребенок в 10-11 лет. И когда не стало мамы, конечно, для нее это была очень большая травма.

Корр.: Как вы считаете, какие ей родители нужны?

Е. Аленова: Точно абсолютно нужна гостевая семья, гостевой режим. Потому что у нее очень еще свежи воспоминания, и сразу переключить свое внимание и отдать всё приемной семье, конечно, не получится. Должна быть достаточно молодая и мобильная семья, интересующаяся живописью, которая ходит в кино, на какие-то концерты, потому что, в отличие от многих, у нее круг интересов очень широкий. Она и музыку любит, и почитает, и телевизор посмотрит, и порисует. Она поет замечательно у нас. И в кулинарных мастер-классах участвует.

К сожалению, Настей и ее братом родные почти не занимались, и многие проблемы девочке приходилось решать самой. Времени и стимула учиться не было, поэтому она сейчас обучается в коррекционной школе, в восьмом классе. И всё-таки сотрудники детского дома ставят под сомнение такой учебный маршрут.

Е. Аленова: По основным тестам познавательной деятельности она скорее норма. То есть у нее образное мышление, ассоциативное мышление у нее очень-очень хорошо идет. Она логические связи устанавливает. Она точно знает, что если вот она что-то сделает, то последствия будут такие. Здесь можно говорить о соцпедзапущенности. Мне кажется, что здесь нельзя говорить о строгом восьмом виде. С ней нужно просто работать.

Корр.: Как вы думаете, у нее есть потенциал для того, чтобы не уходить в колледж, а всё-таки пойти «вышку» получать?

Е. Аленова: Я думаю, что у нее есть такой потенциал.

Корр.: Если заинтересуют?

Е. Аленова: Если заинтересуют. Потому что если что-то она захочет, она обязательно этого добьется.

Уже сейчас Настя занимается с репетиторами, чтобы получить заключение психолого-медико-педагогической комиссии и перейти в общеобразовательную школу. Через пару лет ей нужно будет сделать важный выбор: пойти осваивать профессию или остаться в старших классах.

Корр.: Кем бы ты хотела в будущем стать?

Настя: Ну наверное, повар-кондитер?..

Корр.: Любишь сладкое? Или любишь готовить?

Настя: Просто… так будет полезно. И семье приготовишь, и себе приготовишь. Поешь, пока будешь готовить. Или я бы хотела быть дегустатором! Это тоже классно было б. Поездить во всякие страны… но это очень, очень трудно им стать. (С улыбкой). И я это понимаю!..

Корр.: Тогда такой вопрос, без игрушек: ты хотела бы в семью попасть? Какой вот она должна быть?

Настя: Я всегда хотела таких родителей, которые бы обо мне заботились. У которых было бы животное, то есть они не запрещали бы животное, допустим. Следить за животным – я бы всё делала сама.

Корр.: То есть ты хотела бы завести кошку или собаку?

Настя: Скорее всего, кошку.

Корр.: Кошку? А чем тебе кошки больше нравятся?

Настя: Не знаю, они милые пушистые создания. Я люблю даже злых кошек.

Корр.: А с мамой какие взаимоотношения… хотела бы, чтобы были?

Настя: Ну чтобы она могла меня понять. Больше я хотела бы, чтобы я была маленькой. Всегда хотела бы этого. Чтобы я была маленькой, и за мной следили. (Смеется).

Насте очень нужны отзывчивые, мудрые и любящие родители. Ведь только им под силу помочь девочке вернуть детство, которого у нее никогда не было.

Из выпуска 415 (эфир - 22 июня 2019 года):

Мы уже рассказывали о Насте в радиожурнале «Детский вопрос», но семья для 15-летней девочки пока так и не нашлась. Сегодня мы вернемся к ее истории – с новыми подробностями.

Наше знакомство с Настей состоялось минувшей осенью в тихом и уютном кабинете психолога одного из московских детских домов. Цвет волос у девочек этого возраста – величина переменная: тогда они были русыми, а сейчас вот стали каштановыми… Неизменной остается только стрижка каре. А еще – внимательные карие глаза и слегка ироничная улыбка. В учреждение хрупкая, настороженная девочка попала больше года назад.

Настя: Ну… отчим меня привез. Не сюда, а в приемный пункт полиции. Потом меня привезли оттуда в больницу, в больнице я пролежала, по-моему, неделю. Потом в приют, я день рождения праздновала, когда была в приюте. Потом через месяц меня привезли сюда, ну и вот…

Больше всего Настя ценит в людях справедливость, умеет признавать свои ошибки, не любит тех, кто ябедничает. Когда наша подопечная оказалась в учреждении, то нашла отдушину в творчестве.

Корр.: Расскажи немножко поподробнее, ты акварелью рисуешь или гуашью?

Настя: Акварелью и гуашью. Вообще я, по сути, не одна рисовала, я рисовала со своей подругой, но потом меня перевели, и я перестала рисовать. Обычно она мне давала идеи, что мне нарисовать.

Корр.: Из чего ты обычно черпаешь вдохновение?

Настя: С картинок всяких, допустим, в пабликах.

Корр.: В интернете.

Настя: Да.

Корр.: А кроме рисования… но ты говоришь, что сейчас ты не рисуешь.

Настя (одновременно)Музыку слушаю. Гуляю с друзьями.

Корр.: А какую музыку любишь?

Настя: Я меломан, мне вся музыка нравится.

Корр.: Любишь читать или фильмы смотреть?

Настя: Фильмы я редко смотрю, скорее мультфильмы всякие.

Корр.: Сейчас в каких-нибудь кружках занимаешься, в студиях?

Настя: На кружки хожу, обычно почти на все. Любая поделка, которую я делаю, я отдаю ее своей бабушке. А она ее сохраняет у себя. Я это делаю, чтобы от меня осталось что-то на память, по крайней мере.

За пределами казенных стен кроме бабушки и младшего братишки у Насти никого нет. После смерти матери мальчик остался в семье кровного отца, отчима девочки. Тем не менее, Настя продолжает беспокоиться о братике и говорит, что ее заветная мечта такая: чтобы у него всё было хорошо. Ведь она привыкла присматривать за ним, заменив мальчику и маму, и папу. Наверное, поэтому Настя показалась нам не по годам серьезной и волевой девчонкой. Но за внешностью ершистого подростка-ежонка прячется скромная и тонкая натура.

Настя: Мечта… есть, но она странная. Хотелось бы… как бы сказать… родиться заново и жить по сценарию, который ты сам придумал. И там у тебя будет всё, чего тебе не хватает. То есть ты знаешь, что ты хочешь…  Допустим, я хочу котенка. Ну это тоже, можно сказать, мечта. Отчим… он не любит животных. Как мне рассказала мама, он не любит животных только потому, что его в детстве… у бабы Нелли (это не моя бабушка, а моего брата), у нее были две кошки. И видимо, одна из них заехала по лицу или по руке – я не помню точно. Но с тех пор он просто ненавидит животных. У нас было много попугаев, просто они были по одному, они погибали постоянно. Это было жутко. А я сама в детстве таскала постоянно домой кошек и собак!

Обычно в детских домах мы фотографируем ребят, с которыми удалось пообщаться. Настя попросила дать ей время, чтобы подготовиться к съемке. И пока девочка ходила прихорашиваться, мы поговорили о ней с психологом учреждения Риммой Лаптевой.

Р. Лаптева: Это вот такой человечек, обладающий большой внутренней силой. Она имеет за плечами (может быть,  к сожалению) в 15 лет богатый жизненный опыт. И в этом опыте, который был очень разный, она умудрилась и выжить, и себя сохранить, и приобрести какие-то навыки, необходимые для жизни. Иногда смотришь – вроде бы перед тобой ребенок, а когда начинаешь общаться, ощущение, что она старше того возраста, с которым она пришла сюда.

Настя попала сюда в результате того, что ее мама погибла под колесами автомобиля. Это было не так давно. Это разрушило весь ее жизненный уклад. Она проживает на данный момент чувство потери, нуждается еще в постоянной работе, в поддержке. Когда была годовщина смерти мамы, с ней ездили психологи на кладбище, сопровождали ее, потому что это было частью реабилитационного процесса, очень важно и значимо было для нее.

К сожалению, есть опыт в раннем детстве, когда она попадала в приюты. Потом ее возвращали в семью. Не всё было ровно и гладко в ее жизни. На текущий момент она не очень уверена в себе, и у нее занижена самооценка. Но когда она получает поддержку от мира, от значимых людей, когда ей начинают говорить о том, что она хороша собой, она начинает делать себе прически, подкрашивается, надевает красивые платьишки, юбочки.

Эта девочка с характером. Вы знаете, она открыта и прямолинейна. Она может молчать, но потом достаточно ясно в глаза выразить свое мнение и сказать то, что она думает. Она умеет говорить правду о себе свободно, не смущаясь. И я как психолог когда обнаруживаю какие-то яркие черты в подростковом возрасте, это поддерживаю, потому что в этой точке зарождается личность. Конечно, это создает определенные сложности при воспитании. Потому что хочется, чтобы ребенок был удобный и послушный. Эта девочка при формировании правил, границ, норм некоторым может сказать «нет». Вступить в спор. Задавать вопросы: почему это принято так, а не иначе? Но в диалоге, когда формируется относительно нее отношение доверия, уважения, через какое-то время она принимает существующие правила, нормы. Но каких-то серьезных прям ситуаций или трудностей не возникало. И обычно даже если она спорит, с ней удается удерживать эмоциональный контакт и разговаривать, она потом возвращается к тому, что от нее просят, и выполняет эти требования. 

У Насти сохранились связи с кровной семьей: это ее родная бабушка, которая в возрасте и по состоянию здоровья не может оформить опеку на нее. Это отчим, и это младший брат. Когда мы с ней обсуждали вопрос семейного устройства, она сама с этим подошла и сказала: «Я не думала, что я созрею к этому, но я сейчас хочу в семью. Римма Станиславовна, помогите мне с устройством». И когда я стала задавать вопросы: «Что самое важное? Что ты ожидаешь от семейного устройства?» – Она говорит: «Ну, очень важно, чтобы приняли вот это мое желание продолжать общение со своими родственниками: с бабушкой, с отчимом, с братом».

У нее ясное такое представление о семье, в которой она хочет быть: не многодетная, но с детьми возраста младше, чем она сама. И почему-то обязательно должна быть сестренка или две сестренки. Она мечтает о роли старшей сестры. Такой у нее есть потенциал заботы. Она его здесь не реализует, но она его очень часто предъявляет.

К сожалению, Настей и ее братом родные почти не занимались, и многие проблемы девочке приходилось решать самой. Времени и стимула учиться не было, поэтому она сейчас обучается в коррекционной школе. И всё-таки сотрудники детского дома ставят под сомнение такой учебный маршрут.

Р. Лаптева: Девочка обучается по программе восьмого вида, по специальной образовательной программе, но когда мы с ней работаем и диагностируем здесь, мы определяем ее возможности выше тех, которые она сейчас реализует. И здесь очень хочется, чтобы приемная семья видела в ней этот потенциал, именно в приемной семье у нее возникает тогда возможность в перспективе сменить образовательный маршрут. Конечно, это потребует больших вложений в нее. Ей необходимо заниматься с репетиторами, поддерживать мотивацию к обучению, помогать выполнять домашние задания. Но вот у нас есть и предположение, и вера в то, что можно перевести ее на уровень образования и подготовки выше, чем тот, который есть сейчас. Она занимается, не всегда с охотой, но этого недостаточно, нужен прям индивидуальный подход.

Настя уже занимается с репетиторами, чтобы получить заключение психолого-медико-педагогической комиссии и перейти в общеобразовательную школу. И именно сейчас девочке очень нужна поддержка отзывчивых, мудрых и любящих родителей. Но хочет ли в семью Настя на самом деле?

Настя: Чего бы я точно хотела, это чтобы мне не запрещали общаться с моей семьей. Потому что у меня младший брат. А если сказать напрямую, то я не вижу смысла жизни без своего брата, потому что… какой смысл? Ты в детдоме, родителей нету… для кого жить – непонятно. И я рада, что у меня есть брат. И если кто-то будет против того, чтобы я общалась с братом, то я скажу просто «нет» сразу. Я бы хотела попасть в приемную семью. Людей, которые примут меня такой, какая я есть. Которым я сама понравлюсь как человек, как ребенок. Я вообще хотела сестренку, которая скорее будет моей одногодкой. Просто когда у тебя сверстники, они тебя больше понимают. Не все, конечно, но… многие. Больше общего.

ГДЕ ЖЕ ТЫ, МАМА?