Прежде чем ответить на самый главный детский вопрос, взрослым нередко приходится сначала найти ответы на множество собственных. А вопросы бывают самые разные…

– Здравствуйте! Вы позвонили в программу «Детский вопрос».

– Скажите, пожалуйста, есть ли ограничения по возрасту для оформления опекунства? Спасибо, всего доброго!

– Здравствуйте, меня зовут Андрей, я из города Владивосток. Хотел поподробнее узнать по поводу опеки.

– Здравствуйте! Меня зовут Ирина. Мы с мужем хотели бы взять деток в приемную семью. На вашем сайте увидели двух ребятишек – девочка, Екатерина К. (ноябрь, 2006 года  рождения). У нее есть братик, Владимир К. (декабрь, 2007 года рождения). Хотелось бы поподробнее об этих ребятках узнать. Спасибо.

Наш автоответчик работает круглосуточно. И всем, кто не забывает продиктовать свой номер телефона, мы обязательно перезваниваем и отвечаем лично. Но есть один вопрос, который звучит чаще других…

–  Добрый день! Я хотела бы узнать, «Поезд надежды» в следующий раз когда отправляется и куда?

Сегодня мы можем ответить сразу для всех: «Поезд надежды» собирается в Республику Бурятия! Однако этот рейс пройдет в новом, региональном формате (мы опробовали его еще во время недавнего  московского рейса): и участники, и сопровождающие специалисты будут местными. А наша команда поможет бурятским коллегам организовать и провести свой первый «Поезд надежды». Ведь все мы делаем одно общее дело и потому – должны помогать друг другу!

Мы очень рады, что этот принцип разделяют наши юные коллеги – студенты факультета журналистики МГУ. Все материалы сегодняшнего выпуска подготовили именно они. И сейчас мы приглашаем в студию Яну Завьялову.

ИСТОРИЯ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

Добро пожаловать, или Посторонним вход разрешен

1. Сережкин «наналет»

Сережа (не очень разборчиво): Добро пожаловать!

«Добро пожаловать!» Такими словами в декабре 2011 года маленький Сережа встречал нашего корреспондента у себя дома, в Санкт-Петербурге. Сюда из новокузнецкого дома ребенка трехлетнего мальчика привез «Поезд надежды». Привез вместе с мамой.

Корр.: Это сколько вы уже  мама?

Светлана (одновременно): Некогда даже посчитать. Март, считаем, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Десять месяцев, Сережка! Кричи: «Ура!» (смеется)

Сережа: Наконец-то!

Светлана: Наконец-то!

Корр.: Наконец-то! (смеется)

Светлана: Правильно.

Кажется, Сережка уже почти не помнит то время, когда у него не было мамы.

Корр.: А ты меня хоть помнишь, Сереж?

Сережа: Да! Оля!

Корр.: Правильно, тетя Оля.

Светлана: Вот я не знаю, конечно, помнит или нет…

Корр.: Ну вряд ли, наверное…

Светлана (одновременно): Я сказала, что к нам придут гости. Тетя Оля. Мы вместе летели в самолете. (Сереже) Ты помнишь, как мы в самолете летели?

Сережа (кричит): Мы  летели на самолете!

Зато для мамы история появления Сережи в ее жизни – незабываема. А началось все с того, что Светлана увидела фотографию своего будущего сынишки на нашем сайте.

Светлана: Зашла тогда буквально в первый раз в Интернет, стала искать. И случайно увидела этого мальчика Сережу… (смеется) Он мне очень понравился. Он такой улыбчивый, такой узкоглазенький. Такого, не киргизского типа, а типа корейцев или японцев, вот такого он типа, мне показалось…

Корр.: Или китайцев… (смеется)

Светлана: Да. Мне почему-то нравятся они.

Корр.: Угу.

Светлана: И как-то сразу симпатия возникла…

Собрав все необходимые документы, Светлана села в наш «Поезд надежды». Она уже тогда знала, что едет знакомиться с Сережей. На следующий день после их встречи Светлана подписала согласие на малыша. В тот же вечер на родительском собрании она призналась:

(Фрагмент из выпуска № 173)

Светлана: Сегодня меня несколько раз назвали мамой (смущенно смеется). Это непередаваемо! Если чего-то хочешь, главное – делать! И не бояться. И тогда все получается!

Спустя неделю после возвращения «Поезда надежды» Светлана рассказала нам, как Сережа вживается в роль сына:

Светлана: Проверяет он так: «Мама?» Я говорю: «Да, Сережа», а он: «Мама?» (корр. смеется) И смотрит. Я говорю: «Да, Сережа». Он опять: «Мама?» (корр. смеется) И себя слушает, как он произносит…

Корр.: Ну, ему нравится это произносить.

Светлана: Да, нравится. Я говорю: «Да, Сережа». И так десять раз. (смеется)

По мнению Светланы, Сережка оказался настоящим подарком для нее.

Светлана: Он без капризов, мне просто Бог помог. Такой мальчишечка…

Корр.: Мне кажется, он вообще, поддержка будет вам…

Светлана: Да, поддержка… Сейчас мы учимся всему. Посуду он хочет мыть, ну, естественно, с водой-то возиться нравится.

Корр.: Ну да, да.

Светлана: Поэтому каждый день после еды он моет посуду (смеются), возится там. Ну, я помогаю.

Еще через пару месяцев мы снова позвонили в Санкт-Петербург, чтобы узнать, как идут дела у Светланы и Сережи.

(Фрагмент из выпуска № 176)

Светлана: Здравствуйте!

Корр.: Здравствуйте!  Как ваши дела?

Светлана: Хорошо!

Корр.: Адаптация-то была?

Светлана: Ну-у… Что считать адаптацией? Конечно, у него, мне кажется, была. Раза два он чуть не ушел от меня просто так куда-то там… Ну, и тревожится, видно (как нам рассказывали на ШПР) – ночью иногда кричит: «Мама!». Я говорю: «Здесь я, здесь. Все в порядке», – он успокаивается.

Корр.: Волнуется, значит.

Светлана: Волнуется, да. Потихонечку говорить учимся. Я-то его понимаю, а были у невролога, так она говорит: «Надо в логопедический садик». Ну и хорошо будет, если садик специальный – там меньше  детишек, там с ними занимаются…

Корр.: Ну, конечно.

Светлана: А так все нормально. Только, конечно,  все хватает. Знает, что нельзя… (в сторону, Сереже: «И ты сейчас поговоришь») но все равно: на кухне чуть задержишься – ага, тишина. Прихожу в комнату, смотрю – уже телевизор вовсю орет! Это значит, ему надо встать на табуретку, достать пульт, найти кнопку определенную (ведь я же телевизор не смотрю, не приучаю его), встать на другую табуретку, занавесочку снять с телевизора и включить! Вот что делать? Ну, объясняю...

Корр.: Он у вас сообразительный парень, конечно.

Светлана: Да, сообразительный. Ну а так – все нормально! (Сереже) Иди-ка, там тетя звонит. Помнишь, на поезде ехали, на самолете?

Сережа: Наналете!

Светлана: Что ты тете скажешь? А?

Сережа: Наналете!

Светлана: А, на самолете! (поясняет) У него все слова – «нана». Значит, «муха-нанатуха» – цокотуха, самолет – «наналет». (Сереже) Ну давай!

Сережа: Але!

Корр.: Алло! Ну как вы летели на самолете, Сереж?

Сережа: Наналете!

Корр.: На самолете?

Сережа: Да! Ногами!

Светлана (поясняет): Ногами – это мы играем в футбол ногами.

Корр. (понимающе): А-а-а!

Светлана: Что мне нравится – утром просыпается, а я не доспала. Так он ляжет рядом и спит, сколько надо. Супер-ребенок в этом плане! (смеются) Все нормально.

Корр.: Да он вообще чудесный ребенок!

Светлана: Да, чудесный! (Сереже) Сказали – ты хороший мальчик.

Сережа (снова отбирая трубку): Халосый мачик! Даниданя!

Корр.: До свиданья!

2. Совсем большой.

В следующий раз голос озорного малыша наш корреспондент услышала уже не по телефону. Тогда она приехала к Сереже в Санкт-Петербург.

Сережа: Добро пожаловать!

Светлана: Как мне нравится, как он стал говорить. Все фразы уже может сказать.

Сережа (одновременно): Добро пожаловать!

Корр.: Добро пожаловать!

Светлана: А сначала у него получалось «Бадо гадаловать!». Раз пять повторил, и вдруг получилось у него.

Сережа и правда научился хорошо говорить. Настолько хорошо, что сам рассказал, как теперь живет и чем занимается.

Корр.: Сереж, ну расскажи мне, как ты живешь-то?

Сережа: Все хорошо.

Корр.: Хорошо?

Сережа: Да.

Корр. (одновременно): А что ты делаешь? В садик ходишь?

Сережа: Да.

Корр.: У тебя друзья там есть?

Сережа: Рома, Костя, Данила.

Корр.: А что ты делаешь, кроме садика-то? Вот, в выходной день, когда ты в садик не идешь?

Сережа (кричит): А мы играем!

Оказывается, чем только Сережа ни занимается! Он и танцует, и поет, играет в бадминтон, хоккей, футбол… Нашему корреспонденту удалось попасть на домашний матч по хоккею между мамой и сыном.

Светлана: Кто первый бьет?

Сережа: Я!

Светлана: Ты? Так, в воротах, стой в воротах… Ура! Гол!

Корр.: Сережа, а ты возьми клюшку двумя руками. Ее обычно двумя держат. Да, как настоящий хоккеист.

Светлана: Ты настоящий футболист и хоккеист?

Сережа: Да!

Светлана: Он такой футболист, слушайте…

Корр.: Да?

Светлана: Да. И вот один раз мы гуляли на площадке, а там взрослые мальчишки играют в футбол. Подарили нам мячик футбольный. Знакомый узнал, что Сережа очень мяч хочет. Говорят, из него будет хороший футболист.

Но, пожалуй, еще важнее – уроки, которые Сереже дает мама:

Светлана: Сережа, смотри, мама разливает чай. К нам пришли гости. Как ты думаешь, кому надо первому налить, тебе или гостям?

Сережа: Гостям!

Светлана: Отлично!

Корр.: Молодец!

Светлана: А вообще мы ориентированы на капитана. Вот если он чего-то не хочет, я говорю: «Капитаны так не делают». И он сразу старается… Я поняла, что не все этапы он прошел к своим почти четырем годам. И мы будем все это проходить. То на примере, то что-то объясняешь. Это же и есть воспитание. И он все благодарно воспринимает и потом выдает. (смеется) Не знаю, как ему со мной. Но мне просто повезло.

Сережа: Гол!

Светлана: Бывает же, что все нормально?..

Корр.: Конечно.

Светлана: Я ж не одна такая, ну, значит, еще есть.

Корр.: А вас смущает, что все подозрительно хорошо?

Светлана: Нет. Просто нас учили, что не все так гладко, и что адаптация еще может быть, правда? Я же не знаю как у всех. Нормальный ребенок, естественно, может покапризничать. Но это так редко и настолько это для него неестественно, что прямо видна эта игра. Я сразу говорю, чтоб не притворялся.

Корр. (смеется): Прикидывается…

Светлана: Да, прикидывается.

Корр. (смеется): Капризным ребенком, да?

Светлана:  И поэтому мы с ним как со взрослым, но ему интересно. Тем более я стараюсь за него не отвечать, а спрашивать, как он думает. Часто он спрашивает: «Мам, а можно?» И смотрит хитро. Я отвечаю: «Давай сначала ты скажи, как ты думаешь».

Сережка пока мал ростом, поэтому очень хочет поскорее вырасти.

Корр.: Ты такой большой!

Сережа: А щас?

Корр.: О… А руки подними! О, совсем большой! (смеется)

Светлана: Скоро уже как мама будешь, да? Он говорит: «Ты потом будешь маленькой». Почему-то детям так кажется, да?

Сережа: Ты будешь маленькой, а я…

Светлана: Да, и ты будешь меня на руках носить. Сейчас я тебя ношу, а потом  ты меня будешь носить, да, Сереж?

Сережа: Да.

Светлана: Ну, отлично.

Корр.: Ну правильно, так и будет.

3. «Я вас люблю!»

Мы вновь услышали звонкий голос Сережи в последние дни этого лета. Наш «солнечный человечек» уже успел подрасти, сейчас ему 5 лет, да и говорит он теперь просто отлично.

Сережа: Здорово, Оля!

Корр.: Привет, Сережа! Ты мне хочешь стишок рассказать?

Сережа: Угу.

Корр.: Ну, расскажи.

Сережа (читает стихотворение):

Много мам на белом свете.

Всей душой их любят дети.

Только мама есть одна.

Всех дороже мне она.

Кто она? Отвечу я:

Это мамочка моя!

Корр.: Ой, молодец, как хорошо рассказал.

Сережа: И еще сестренка Маша! Всех она дороже мне!

Светлана: Ой.

Корр.: Кто – Маша?

Сережа и Маша (хором): Да!

Корр.: Ух ты!

Маша: Да!

Да, теперь у Сережи есть сестра, а точнее – племянница. Дело в том, что у дочери Светланы возникли серьезные проблемы со здоровьем, и Сережкиной маме пришлось оформить опеку над собственной внучкой. Во время разговора восьмилетняя Маша то и дело подсказывала мальчику ответы.

Корр.: А ты мне скажи, вы вчера откуда приехали?

Сережа: Из деревни.

Корр.: А что у вас в деревне есть?

Маша: Кабаны есть!

Корр.: А?

Сережа и Маша (хором): Кабаны есть!

Корр.: Кабаны? Ничего себе. А еще кто там у вас есть?

Маша: И кошки есть, и собачки, и птички!

Корр.: Так, ну это Маша говорит. А Сережа что мне скажет? Чем ты там занимался в деревне?

Светлана: Что в деревне мы делали?

Сережа: Играли, баловались, маме помогали и не слушались.

Светлана: Ой, какой ты честный.

Корр.: А маме помогали, что делали?

Сережа: Мыли посуду, Маша… А я не хотел.

Корр.: Не хотел?

Сережа: Стирали.

Корр.: И ты стирал?

Сережа: Да.

Корр.: Какой молодец! Сереж, а ты скажи мне, ты маму-то слушаешься?

Сережа: Ага.

В последнее время, говорит Светлана, Сережка все-таки не всегда ее слушается. Но мама рук не опускает, пытается найти свой подход к мальчику.

Светлана: Начинаю с терпения и с любви. Все объясню, все расскажу. И тут же он раз… и опять… Я говорю, ну Сереж, ну как же так?.. Хотя я их приучаю помогать. Вот они стирают. И посуду моют, через день у них дежурство. Сорванец растет.

Корр. (одновременно): Так его энергию надо в нужное русло просто.

Светлана: В нужное русло, да. Надо найти что-то положительное и в этом направлении двигаться.

Собственно, такое «направление» Светлана нашла: Сережа ходит на занятия в фольклорный кружок и на дзюдо. Он уже принимал участие в соревнованиях.

Светлана: Они в этих белых … кимоно.

Корр. (одновременно): Кимоно.

Светлана: С ним – мальчик такой же, маленький. Возраста, как Сережа, но его на голову выше. И вот они руками схватились за плечи, и так… прыг-прыг. Все хохочут, они как два петуха прыгают. (смеются) В общем, его победили, но не важно. Я видела,  как они кланялись…

Корр.: Угу.

Светлана: Когда поздравляли… вижу, что это ему приятно. У него очень хороший голос, и мелодии он хорошо выводит. (поет) «Вдоль по улице метелица метет».

Корр.: Ммм.

Светлана: В общем, ему так аплодировали. Спрашивают: «Он давно у вас выступает?» Я говорю, что первый раз. Не стесняется, главное… Короче, он совершенно без комплексов, молодец.

Корр.: Молодец.

Светлана: И вот, мы собрали друзей в деревне. Я предложила в фанты играть и дала задание станцевать. Сцена наше крыльцо. Как он танцевал! Там другие мамы сидели, так они говорят, что его надо отдать  в танцы, так хорошо он танцует. Там музыка была плавная. И он так руками плавно делал все… Выступает и не стесняется. В общем, танцует он здорово. Поэтому он первый на утренниках. Его ставят вперед, потому что он такой артистичный. И танцует, и стихи рассказывает.

Корр.: Ну здорово!

Светлана (одновременно): Вот… Мы ходим в два кружка. Мои знакомые говорят: «Зачем заниматься? Родители делают, и я рядом. Или задание дали попробуй не сделай». А  я с ним занимаюсь, играю…

Корр.: Ну, конечно, им внимание нужно.

А еще – любовь, считает Светлана.

Светлана: Каждый день я ему говорю. Каждый день в течение этих лет одно и то же. На ночь: «Я очень тебя люблю». Хотя знает, что мы, например, поругались перед этим… Я все равно понимаю, что ему это нужно. «Я очень тебя люблю. Я тебя никому не отдам. Я тебя всегда буду защищать. Хороших снов, спокойной ночки». Ну вот так.

Корр.: Свет, а вы говорили с ним про то, что раньше было, и откуда он взялся?

Светлана: Вот и психолог спрашивает: «Вы говорили?» «Ну… пока нет. Может, придет время». Она говорит: «Чем раньше, тем лучше они это переносят. Вот как есть, так и скажите». Поэтому мы и поговорили на эту тему. Ну,  он нормально… Да  он и так слышит. Вот, Маша же знает. Иногда говорит: ну он же вот… Она иногда хочет сказать «из детдома». Я говорю, Маша, ни в коем случае. Я его полюбила, я его увидела, взяла к себе, поэтому он у меня родился в сердечке. По-разному рождаются… (смеется)

Корр.: Ну да, ну да.

Светлана (продолжает): …В животике и в сердечке.

Сережа рассказал нам о своих достижениях.

Сережа: Я на велике  двухколесном уже катаюсь!

Корр.: О! Да ты что, правда?

Сережа: Да!

Корр.: И даже не падаешь?

Сережа: Да, и с большого. У меня есть не сломанный большой.

А уже через год в жизни Сережи начнется очень важный этап.

Корр.: Сереж, скажи мне, а ты в садик ходишь?

Сережа:  Хожу. В старшую группу иду.

Корр.: В старшую. Ты уже такой большой. Это значит, ты скоро в школу пойдешь?

Сережа: Да!

Корр.: Ты хочешь в школу?

Сережа: Да, хочу скорее в нее!

Корр.: Ты, наверно, там на одни пятерки будешь учиться?

Сережа: Да!

Конечно, мы желаем Сережке стать круглым отличником. Но даже если этого и не произойдет, главное, что он растет добрым мальчиком, который не может не радовать окружающих.

Светлана: Он меня радует, конечно. Он такой же обаятельный, он такой же милый, он такой же ласковый. Люди говорят, какой очаровательный мальчик! Он со всеми поговорит, спросит, куда едешь, что и  как…

Корр.: Угу.

Светлана: Все улыбаются. И два раза было, что мы выходим, уже вышли из троллейбуса, а он кричит: «Я вас люблю!» (смеются) Главное, всему троллейбусу, не одному кому-то. Все улыбаются, все довольны…

Продолжение следует…

Все чаще из детских домов стали забирать не только малышей, но и ребятишек постарше – школьников. А если это первоклассник? Тогда ему приходится привыкать и к приемной семье, и к школе. Чего ждать родителям от этого непростого периода? И как справиться с возможными проблемами?

С этих вопросов Виктория Матвеева начала беседу с психологом Татьяной Павловой, руководителем Службы сопровождения принимающих семей «Близкие люди».

 

ШКОЛА ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Т. Павлова: Родителям нужно понимать, что ребенку в этот момент нельзя предъявлять очень высокие требования, нельзя ожидать, что он будет достигать каких-то успехов в школе. Школьные дела у него могут хромать. Но это не значит, что он неспособный. Если вы взяли семилетку, и взяли его осенью – то по-хорошему бы, отсидеться годик дома и пойти позже. Эти дети развиваются с задержкой, с отставанием, как минимум, на год. То есть если ему восемь, значит, ему эмоционально семь… А то и меньше. Ребенок может не справиться с нагрузкой, и либо начнутся серьезные конфликты в семье, либо ребенок начнет болеть.

 Корр.: Может быть, как-то можно помочь ребенку, облегчить этот сложный момент? Попробовать с учителями договориться, чтобы ему больше уделяли времени?

Т. Павлова: Я вас уверяю, что учителя сами запросят с родителями договора,  потому что эти дети первое время заметно отличаются от обычных детей и выделяются, как правило, тем, что они требуют индивидуального внимания от учителя. Это может быть либо провокационное поведение, когда ученик ведет себя плохо: балуется, не слушается – и учитель вынужден его все время выгонять, или как-то приструнять его. Либо это может быть поведение, когда ребенок болезненно реагирует на то, что его учитель не замечает. Особенно, когда какое-то время ребенок в семье пожил, он уже понял, что он может быть чей-то, он может быть индивидуально принятым, но у него еще не очень четкие границы. С одной стороны, учитель должен занимать очень важное место, отчасти заменять маму в школе, да? Сами знаете, что в младших классах хорошая учительница это вторая мама. А здесь у ребенка получается такая ситуация: с одной стороны, он знает, что его новая мама дома, но она не с ним – привязанность еще не установлена, она только формируется, а тут появляется вторая, которая начинает с ней конкурировать. И ребенку в этот момент очень тяжело понять, кого надо слушаться. И он начинает провоцировать учителя так же, как провоцирует дома маму. По сути дела, у него идет не адаптация к школе, как у других детей, когда они привыкают к друзьям, к обстановке, к режиму, а адаптация к детско-родительским отношениям. И в этой ситуации, конечно, очень важно сотрудничество родителя и учителя. Важно, чтобы учитель не впадал в потакание. Потому что дети очень чутко чувствуют эту ситуацию и начинают манипулировать, что называется, на жалость давить. Здесь очень важно, чтобы учитель не был слишком близко, чтобы он не был слишком мягкий. То есть учительница должна быть справедливая, но держать дистанцию. Она должна замечать ребенка, давать ему понять, что он здесь есть… Понимать его особенности и слабости, разговаривать, договариваться с родителями, выдерживать этот договор, вовремя оказывать поддержку. Надо внимательно смотреть за тем, с кем он дружит, принимает ли его коллектив или не принимает. Очень многое зависит от того, как учитель это подаст, особенно в младших классах. Если учитель скажет: «Машенька пришла. Машенька недавно в семье, и ей пока сложнее. Мы будем ей помогать». Родители здесь никак не могут защитить, кроме как разговаривая со своим ребенком, наблюдая за своим ребенком. 

 Корр.: То есть очень важно, с одной стороны, не требовать слишком многого от ребенка, а с другой стороны – не потакать его капризам?

Т. Павлова: Я всегда говорю родителям, что в первый год адаптации школа вообще не предмет интереса ребенка. Вообще! Что должен сделать ребенок и семья в первый год? Привыкнуть, вжиться в семью, принять общие правила, принять общий язык, сформировать привязанность. Школы вообще здесь даже близко нет! Школа, интересы вне дома, вне школы, они начинают быть доступны через год, через полтора. Что можно требовать от ребенка? Первое – это соблюдение режима. Нельзя говорить, что вот он захотел – пошел в школу, не захотел – не пошел. Он должен понять, что есть общие правила: он должен ходить в школу, должен делать уроки, как все, он должен соблюдать определенную дисциплину, по мере своих сил. Типичная проблема у этих детей – это непонимание чувства времени и легкая отвлекаемость. Этим детям помогает четкое планирование по времени, обучение по часам, обучение контролировать свое передвижение. Вначале это тренируется дома. В таком… в безопасном пространстве: во дворе вместе с вами, в секции, на занятии, в кружке, когда время началось – закончилось. Учиться различать начало и конец. С другой стороны, должно быть время, когда вы вдвоем: общаетесь, гуляете, просто отдыхаете и ничего от него не ждете…

Конечно, появление в семье приемного ребенка-первоклассника сопряжено с некоторыми дополнительными сложностями, но ведь они преодолимы. Главное – чтобы ребенок и родители обрели друг друга, стали семьей. Мы очень надеемся, что такое чудо произойдет и в жизни нашего нового подопечного, о котором вам расскажет Екатерина Шишова.

 

ГДЕ ЖЕ ТЫ, МАМА?

Корр.: Ты в школу идешь в этом году?

Саша: Да!

Корр.: А ты хочешь в школу?

Саша: Да!

Корр.: Готовились вы к школе-то?

Саша: Нам уже дали портфели, у нас там тетрадки, фломастеры, альбомы, пластилин, ножики такие… пластилин резать – стеки!

Этот разговор состоялся нынешним летом в одном из детских домов Бурятии. Наш собеседник – семилетний Саша, добродушный русоволосый весельчак с широкой улыбкой. Теперь-то он уже школьник, у мальчика появились новые, почти взрослые заботы. А во время нашего знакомства его жизнь была еще совсем «малышовой».

Саша: Мы еще играем, танцуем, ложимся спать, встаем, ужинаем…

Корр.: А когда же вы гуляете?

Саша: Перед полдником…

Корр.: На улицу каждый день ходите?

Саша: Да! Мы катаемся на качелях, на каруселях…

Корр.: Есть у вас карусели?

Саша: Нету! Мы едем знаете куда? В цирк! Там звери есть, в цирке! Обезьянка, леопард, медведь, еще собаки.

Корр.: А тебе кто больше всего понравился в цирке?

Саша: Цирковые клоуны…

Корр.: Клоуны же – они смешные?

Саша: Да.

Корр.: А ты когда вырастешь, кем хочешь быть?

Саша: Учеником.

Корр.: Учеником? А я думала клоуном… Нет?

Саша: Нет!

Корр.: Ты хочешь в школе учиться?

Саша: Да!

Корр.: Ты, наверное, хорошо будешь учиться. Наверное, на одни пятерки…

Саша (шепотом): На пятерки…

Корр.: А книжки-то любишь читать?

Саша: Книжки – да. Азбуку читать умею, в тетрадке написать умею буквы. Цифры считать! Букварь читать. И рисовать.

Корр.: Молодец! А что ты рисуешь обычно?

Саша: Я умею рисовать Бэтмэна, супергероев, человека, еще машину, еще грузовик и шарики! И сердечки.

Корр.: А стишок ты расскажешь нам?

Саша: Я забыл.

Корр.: Забыл? А песенку?

Саша: Да…

Корр.: Давай!

Саша (со смехом начинает петь):

В траве сидел кузнечик,
Совсем как огуречик,
Зелененький он был!
Представьте себе,
Представьте себе,
Ззелененький он был…
Совсем как огуречик.
Зелененький он был!
Он ел… лишь травку,
Не трогал ни козявку,
И с мухами дружил!
Представьте себе,
Представьте себе,

Зелененький он был.

Корр.: Молодец! Саш, а скажи, пожалуйста, ты сказки-то любишь? Волшебные…

Саша: Да…

Корр.: А ты знаешь, что такое волшебная палочка?

Саша: Не-а…

Корр.: Нет? Волшебник, взмахнет волшебной палочкой, ты загадаешь желание, и оно обязательно исполнится! А у тебя мечта есть какая-нибудь?

Саша (шепотом): Есть. Я хочу, чтобы меня забрали домой…

Корр.: А тебе здесь как? Плохо?

Саша: Да.

Корр.: Да?

Саша: Я хочу, чтобы меня домой забрали. Не хочу тут оставаться. В детском доме. Я все умею. Смотреть мультики, книжки, азбуки… аквариум смотреть, еще шарики пускать на улицу пойду, еще на карусели буду кататься, на велосипеде, на мотоциклах, на машинах, на самокате, я еще умею кувыркаться…

Корр.: Ну ты вообще молодец, я уже поняла, что ты все умеешь делать, да? И я думаю, тебя заберут, обязательно. Да?

Саша (шепотом): Да…

Корр. (шепотом): Все будет хорошо. Молодец, Саша. Не грусти только, ладно?

ГДЕ ЖЕ ТЫ, МАМА?

Саша уже в семье!