На календаре – июль. Школьники давно забыли про свои учебники и тетрадки и вовсю наслаждаются летними каникулами. А взрослые даже если и остались погруженными в рутину, то она уже не отнимает у них столько сил, как это было зимой. Все чаще хочется выбираться на улицу под жаркие солнечные лучи или шум теплых дождевых капель. Всей семьей. Ведь на дворе разгар лета! Оно, как известно, пора приключений, а еще – хороших историй. Давайте послушаем одну из них.

ИСТОРИЯ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

ПОДАРОК ИЗ СУМКИ АИСТА

ПРОЛОГ

(Шум за дверью, дверной звонок).

Аля (из-за двери): Я, я хочу! (Ольга что-то отвечает ей неразборчиво). Кто там?! (Слышно, как щелкнула дверь).

На пороге воронежской квартиры  нас встретила маленькая Алевтина.

Корр.: Здравствуй, Алечка!

Ольга (дочери): Ну, что надо сказать? (Смеется). Ну скажи: «Здравствуйте!» Стесняешься? Ну, потом поздороваешься, да?

Корр. (одновременно): Ну, ничего, обвыкнешься – потом поздороваешься.

Ольга: Хорошо?

Маму Али зовут Ольга, папу – Михаил. Все трое когда-то стали участниками нашего «Поезда надежды». А встретиться будущим родителям и их дочке суждено было в пяти тысячах километров от Воронежа – в далекой Бурятии.

Аля (застенчиво): А у нас там конфеты…

Корр.: У меня для тебя тоже есть маленький подарок!

Ольга (одновременно): Представляешь? Ну, пойдем.

Корр.: Маленький-маленький. (Обращаясь к Ольге). Такая большая уже стала!

Ольга (со смехом): Да! Заходи!

Корр.: Давайте тогда начнем с приятного? С подарка. (Шуршит пакетом с футболкой). Хотя у вас, по-моему, такая должна быть, но поскольку Аля растет, вот!

Ольга: У нас есть, да! (Смеется).

Михаил (одновременно, в отдалении): Да, она выросла из той!

Ольга (одновременно): У нас лежит, она одну сносила футболку…

Корр. (одновременно): Теперь будет следующая!

Ольга: Да, хорошо!

Корр.: Алечка, держи, это тебе! Там футболка и бандана!

Аля (одновременно): Спасибо…

Ольга (со смехом): Видишь, какая красивая, да?

Аля: Угу…

Ольга: Что тут, ну давай, ну-ка посмотрим, что тут у нас? Какая футболочка! Солнышко, да? Какой красивый человечек, да?

Аля: Это что?

Ольга: Косыночка. Ой, какая голубая! На что похожа? Ну-ка?

Аля: На небо…

Ольга: На небо еще на что похожа? На море, да?

Аля: Угу.

Из первой футболки солнечного человечка Аля уже давно выросла. Ведь осенью 2013 года, когда малышку привезли домой, ей было чуть меньше годика. А сейчас – шесть лет!

Звучит первый куплет и припев песни «Озорная девчонка»:

Рано утром на рассвете

Вышло солнышко гулять.

Вместе с ним, вместе с ним проснулись дети,

Чтобы весело играть.

Припев:

Я – девчонка озорная,

Словно лучик золотой.

Я пою, бегу, играю

И танцую день деньской!

Эпизод 1. Увезу тебя я в тундру…

На момент отправления «Поезда надежды» Михаил и Ольга были женаты больше двадцати лет. И уже четыре года обсуждали идею приемного ребенка в их семье. Ольга работала акушеркой в местном роддоме, а Михаил – судебным приставом. Ни на что не надеясь, пять лет назад Ольга отправила в редакцию «Детского вопроса» электронное письмо-заявку на участие в программе «Поезд надежды». Все предварительные переговоры по телефону взял на себя Михаил. Он-то и рассказал нам, что детей у них с женой нет, и идея принять в семью малыша уже стала мечтой о родительском счастье.

Михаил: Мне детьми заниматься всегда было радостно, потому что я был в семье старший, и у меня много двоюродных было. Есть возможность такая, я могу это сделать, пока есть силы у меня, средства – все есть. Почему бы это не сделать? Жить просто вот так, знаете, как бурьян, ничего не сделав, это тоже не вариант.

Еще до участия в «Поезде надежды» Ольга и Михаил просматривали анкеты ребятишек на сайте федерального банка данных детей-сирот.

Ольга: Я увидела сначала просто как-то ребеночка, я говорю: «Ой, глянь, девочка прям на мою двоюродную сестру похожа». А он прям: «Слушай, ну точно она – глянь, как похожа». «Глянь, какие тут и мальчики». Ну, Алечкина тоже там фотография была. Я говорю: «Ой, глянь, какая смешная, хорошенькая». – «Это где?» – «Ой», – говорю – «это Улан-Удэ». Он: «Ты знаешь, где это вообще? Это к Монголии туда. Кто туда поедет в это твое Улан-Удэ?». (Со смехом). Потом как-то оказалось, что именно в вот это вот Улан-Удэ мы и поехали!

Михаил: Я – человек как бы всю жизнь в службе и навидавшийся много всего – ужасного и не ужасного. Конечно, дети вот эти поразили – с грустными глазами. Они маленькие, но они уже все это понимали. Они улыбаются, а глаза грустные. Вот это – такой отпечаток… в жизни это все так само собой, по службе… Это как вот есть дети войны – они такие как зверята, и вот эти дети, чем-то они похожи: такие все испуганно-напуганные. Особенно чужие люди когда приходят, они все такие во внимании… вот это да…

В Бурятию супруги ехали, уже зная, с кем хотят познакомиться. И после первой же встречи с Алечкой Ольга и Михаил подписали согласие на удочерение девочки. Однако путь домой оказался тернистым.

Михаил: Ее не отдавали нам сразу. У нас получилось, у папы неправильно оформлен был… Папа не генетический, а юридический папа.

Корр.: Который в свидетельстве, что ли?

Михаил: Да, он был вписан, но он неправильно дал отказ. Он должен был дать на администрацию, а он дал на органы опеки. И он – этот отказ – все лежал, лежал, лежал… И когда мы забирали, получилось, что юридически он – папа. Как бы отказа и нету. И я уже собрался сам ехать его разыскивать, чтобы он отказ правильно написал, но потом там все сделали. Быстро позвонили, он все заново переписал…

Корр. (одновременно): Переписал, как нужно…

Михаил: … шапка просто не та была, и все. А так сказали: «Все, вы не заберете ребенка». Уже на самом последнем этапе. Мы уже три дня познакомились, уже ходили с ребенком. А тут – раз! – нам и сказали: «Нет, юридически нельзя».

Когда все бюрократические препоны отпали, семья вместе с новообретенной дочкой сначала прилетела в Москву вместе со всеми участниками «Поезда надежды». А после отправилась домой, в Воронеж.

Ольга: Я приехала в Воронеж из поездки с синяком под глазом. Потому что мы в поезде… (смеется) мы ее уложили спать, и я уснула, тревожно все, волнение. И я боялась еще, не дай бог, я ее придавлю или еще что-то, и я уснула на одном боку. И я просыпаюсь от того, что я падаю с полки (смеется), бьюсь глазом – как раз там стойка под столиком – и вот так у меня был небольшой синяк.

Эпизод 2. С началом новой жизни!

Для каждого ребенка, попавшего в семью из учреждения, начинается период адаптации. Но привыкать к новым условиям жизни приходится всем членам семьи. По традиции, через месяц-другой после рейса «Поезда надежды» мы обзваниваем всех его «пассажиров», чтобы узнать, как дела. В конце 2013 года позвонили и в Воронеж.

Ольга: Начало было, конечно… с трудностями. Первый месяц был тяжеловат. Потому что нужно было привыкнуть, ей нужно было понять, что мы хотим от нее. Мы услышали весь диапазон нот, какой она может брать во время капризов… (Корреспондент смеется). Она там и дугой выгибалась, ногами дергала и говорила, что она ничего не будет, не хочет… Я сказала: «Аля! Мы знаем, что ты барышня с характером, но и родители у тебя тоже не промах». (Корреспондент смеется). В общем, она поняла, что с нами не забалуешь, а мы с ней научились договариваться. Сейчас, конечно, уже привыкли, адаптировались уже все, в ритм вошли…

Ритм жизни, к слову, оказался отнюдь не размеренным. Ольга приняла решение получить новую профессию – провизора – и пошла учиться. Пока у нее в медицинской академии шла сессия, Михаил был на подхвате: сидел с маленькой Алькой в декретном отпуске.

Все это время мы поддерживали связь с воронежцами. Ольга и Михаил не раз приглашали нас в гости, и год назад мы впервые навестили их.

Корр.: Как вы сейчас: в детский садик ходите?

Ольга: Любим мы у нас в детский садик ходить? Аль? Любишь?

Аля: Я? Нет, не очень…

Ольга (одновременно): Не любит она.

Корр.: А почему не нравится тебе?

Аля: Я хочу, чтобы мама за мной пришла, когда я покушала, мама за мной быстренько пришла. Это не в обед, а утром – когда мы все приходим.

Ольга: Там интересно, какие у вас утренники хорошие…

Корр.: Только бегать запрещают, да?

Ольга: Да, вот это у нас проблема целая. Трагедия!

Аля (одновременно): Отпусти!

Ольга: Ну вот, пожалуйста…

Михаил: Она на даче, вон, видите – синие ноги? Быстро догоняет все.

Аля (листая странички книжки): Тут у меня любимые птицы. Люблю кур ловить за хвосты.

Корр. (одновременно): Кур ловить? А где ты их ловишь за хвосты?

Аля: На даче.

Корр.: На даче есть курицы?

Ольга (одновременно): Три курицы живет.

Аля: Да! Потому что одну лиса забрала.

Корр.: Обидно.

Аля: Но эти куры не несут яйца, потому что они уже старые.

Корр.: Вы как – уже ездили куда-нибудь отдыхать с ней?

Михаил: Дважды они ездили вот в санаторий. (Ольга соглашается). Там немножко санаторий ну как… он такой…

Ольга (одновременно): Скучновато.

Михаил:…спокойный, скучновато.

Ольга: Расскажи тете… мы с тобой на море ездили, что ты там видела?

Аля: Медуз.

Ольга: Что тебе там еще на море понравилось?

Аля: Мне понравились блинчики… С луком булочки…

Ольга: С луком булочки понравились?

Корр. (со смехом): Булочками подкармливаете?

Ольга (тоже со смехом): Подкармливаем! Папа всем подкармливает, конфетки дает. А что там еще на море тебе понравилось?

Аля: Плавать на море понравилось…

Ольга: А еще что ты на море научилась делать?

Аля: Кувырки под морем!

Ольга: Под водой!

Корр.: Ого!

Аля растет храброй непоседой. В архиве нашей программы есть фотография, где девочка держит за хвост… ужа. Ольга посетовала, что тогда ее крик услышал весь поселок. Пока мама отходила от испуга, папа успел сфотографировать охотника с «трофеем». Чем же еще удивляет родителей Алечка?

Ольга: Еще читать она очень любит. Читать любит она не в плане, что вот сама читает, а чтобы ей читали. У нас книг – гора!

Корр.: А запоминает что-то, может быть, потом рассказывает?

Ольга: Да, да!

Михаил (одновременно): Она даже может показать, на какой странице – ты не найдешь, а она по рисункам… она скажет: «Вот здесь мы закончили!»

Ольга (одновременно): Вот так вот еще, да!

Аля (одновременно, приближаясь): Мам! У меня книжка…

Ольга: Очень плохо.

Аля (папе): Заклеишь завтра книгу?

Михаил: Мы вместе будем клеить. Кто порвал, тот и клеит.

Аля: Ну я сейчас не хочу.

Михаил: Ну, тогда сложи ее и… иди сюда! Сложи ее. Слышала? (Слышен топот ног).

Корр. (с улыбкой): В общем, если какие-то проблемы возникают, она обращается к папе?

Ольга: Ну, может быть, и так, да… помогать очень любит она. Мне это, конечно, дорого обходится (со смехом), но я ей всегда даю помогать. Она у меня всегда там мясо перекручивает, блинчики мы с ней делаем – она мешает мне, если я попрошу что-нибудь: «Аль, вытри пыль!» – как-нибудь вытирает она. Полы моет она.

Михаил: Даже вот пилю там что-то на даче, «Дай попробовать!»

Ольга: Красить что-нибудь – «Дайте, я буду красить!» Ну, правда, забивать мы не давали – молоток еще нет...  

Михаил: Ну… она уже сама там хватает. Без меня! (Смеется).

Ольга: Картошку сажать опять же: «Мам, уйди, не мешай, я сама!»

Корр.: Кто больше балует?

Ольга: Папа! Я думаю, что он. У него в семье были одни мальчики, девочек у них не было, и плюс еще мужчины – они как-то к девочкам относятся по-другому…

Корр.: Какие санкции обычно применяете, если…

Ольга: Книжку читать не буду на ночь.

Михаил: Мультики не смотрит.

Ольга: Вот то, что она любит, мы то ей не разрешаем делать. Мы в храм ходили, она себя плохо вела. Мы сказали, что ни конфет не будет, и мультфильм тоже не проси. На столе лежали конфеты, да?

Михаил: А, ну да. Лежали конфеты, ну, ее там – она там одну-две в день ест. Она подошла и говорит: «Конфеты-то лежат, но я не буду есть, я же наказана». Говорю: «Ну да, Аль, тут не поспоришь».

Аля разбаловалась, и Ольга ненадолго оставила разговор. Пока мама с дочкой готовили чай на кухне, у нас появилась возможность побеседовать наедине с отцом семейства. Михаил еще несколько лет назад в телефонном разговоре после «Поезда надежды» признался, что как папа состоялся полностью.

Корр.: Жизнь изменилась, а вот от чего пришлось отказаться, например?

Михаил: Я, допустим, сам рыбак. От рыбалок от многих пришлось отказаться. Приходится ребенку время уделять, выходные все – с ней, занятия – с ней. Ну, у нас появился участок, до этого он особо нам не нужен был. Сейчас на даче делаю ей избушку на курьих ножках. То бы я сам бы его строил? Он мне не нужен был бы.

Корр.: Ну да, в целом. А вот какой бы совет вы могли бы дать будущим приемным родителям?

Михаил: Да главное – не бояться! Я, может, сам по себе такой…

Корр.: Бесстрашный?

Михаил: Ну нет… не бесстрашный, почему? Вот Ольга у меня очень долго думала, решалась, ждала. А я уже давно пододвигал: давай, давай, давай, давай. И как-то вот у нее была адаптация, да? А у меня нет. Появился – все, включился в поле деятельности и все. И не было такого, что я там че-то смотрел на нее, там это… Мой ребенок, и все! Во-первых, у нас были приемные дети у родственников. И я знал, что это. Яс ними так же гулял, для меня они ничем не отличались. У меня в голове этого никогда не было, что это…

Корр.: Свои либо чужие.

Михаил: У меня дед мой, царство небесное, всю войну, плен прошел, дожил до 87-ми лет – он тоже остался сиротой очень рано. И очень много рассказывал, как он бедствовал, его в двух семьях растили. Я знаю, что это такое, со слов хотя бы. Поэтому для меня особо как-то тяжелого ничего не было. Будучи еще курсантом военного училища, мы не раз ходили в детский дом наш помогать детям. Ну, там убирать, и все. И эти глаза я уже тогда увидел в окно.

Вскоре Михаил с дочерью ушли в детскую почитать, а мы с Ольгой остались посекретничать. Легко ли ей далась новая роль – роль мамы Алечки?

Ольга: Во-первых, я ничего не ожидала сверхъестественного. Некоторые, читаешь, там пишут: «Диагноз – ой, ерунда, дома все пройдет». Нет, у меня такого не было. Что дома все пройдет, там любовь все исцелит. Нет! Нужно по каждому диагнозу работать, потому что он есть.

Корр.: А что за диагнозы были?

Ольга (одновременно): Контакт по гепатиту С – он так у нее стоял, его должны были проверить и его отменить. Но он у нее почему-то был выставлен. Многие боятся гепатита. А я вот чего-то ехала – почему-то не боялась. Ну, может быть, боялась, что не смогу полюбить. Ну не знаю, вот я ее люблю.

Корр.: Помните первую встречу, вот как вы ее впервые увидели?

Ольга: Ну конечно! Женщина всегда помнит свои первые ощущения в роддоме. Так и мы тоже помним первую встречу. У меня не было такого – ох-ох! – вот эти охи-вздохи… У меня ничего не екало, у меня ничего не было. Я вот просто увидела конкретного ребенка, за которым я ехала. Я на нее посмотрела – просто вот (хлопает в ладоши) оно!  

Корр.: Как вы думаете, когда ей стоит рассказать о том, что вот так вот…

Ольга (со вздохом): Ой, ну, наверное, когда она начнет вопросы задавать.

Корр. (одновременно): «Откуда я?»

Ольга: Да! Она просто меня спрашивает: «Мам, откуда я?» Я говорю: «Тебя Боженька сотворил». Она: «Как?» Говорю: «Ну, берется женская клеточка и мужская, соединяется, получается – раз! – и человечек маленький». Она понимает, что детки в животиках сидят, но меня ни разу не спросила: «Мам, а как я там у тебя в животике была?» или еще что-нибудь. Не задает она этого вопроса.

Факт приемности мы не скрываем: ну потому что это глупо, смешно, все многие знают. Это же не что-то такое непонятное, что надо что-то скрывать. Но разговаривать со всеми на каждом углу и рассказывать, что у меня приемный ребенок, я вообще тоже не собираюсь. Ну, люди же не рассказывают, там, на каждом углу: «Вот вы знаете, у меня ребенок зачат в пробирке. Вот первые моменты жизни у него начинались в медицинской посуде, в темноте, в каком-то там аппарате». Дети появляются в семьях по-разному. Какая кому разница?

Ответ Ольги нам очень понравился. Ведь как сегодня, в век интернета, деликатно и максимально близко к правде объяснить ребенку, откуда в семье появляются дети? И как рассказать о том, что настоящая семья у него появилась не сразу… Конечно, этот важный разговор между подросшей Алей и ее родителями когда-нибудь состоится. И так хочется надеяться, что он сделает семью еще крепче, ведь столько трудностей уже осталось позади!

Корр.: Как она у вас в целом адаптировалась, когда вы ее привезли?

Ольга: Конец адаптации… я его засекла у нее. Я думала, что у нее адаптация закончилась раньше. Но потом я поняла, что я ошибалась. (Глубоко вздыхает).

Корр.: Вы как-то со слезами на глазах вспоминаете…

Чувствовалось, что Ольге непросто вспоминать то время даже несколько лет спустя…

Ольга: Адаптация у нее закончилась через год и два месяца, когда она попросила вечером… я ее укладывала спать, я обычно как-то на ручках стараюсь укладывать, а она не давалась ни в какую. Она вообще не привыкала.

Михаил (одновременно): Она на руках… Они ж, дети, не привыкли.

Ольга: Вот так вот – раз! – с рук. Стоя еще как-то вот так вот столбиком ее как-то держишь, она еще как-то вот. Лежать – нет. Потом она как-то уже привыкла. Но она никогда не просилась на руки. Она не умела еще говорить полностью, она сказала: «Мам! Аля – ляля!» Маленькая – «ляля».

Михаил (одновременно): На ручки, значит, возьмите.

Ольга (одновременно): Это значит, нужно было на ручки взять и покачать. И вот тогда я поняла, что у нее адаптация закончилась.

Корр.: Ну а со сном каких-то таких проблем не было?

Ольга: Не-не-не-не-не…

Михаил (одновременно): Это все четко.

Ольга: Она всю свою энергию компенсирует крепким богатырским сном. Единственное, что ей нужно было – дать пальчик.

Михаил: Мы спали вот – она рядышком здесь лежала, в кроватке детской, и я вот ручку через решетку просуну, на лобик положу – и все: она успокаивается. Ч-ч-ч!.. И ушла.

Звучит второй куплет и припев песни «Озорная девчонка»:

Ручейком мой голос звонкий

Раздается тут и там.

Я расту, я расту березкой тонкой,

Устремляясь к небесам.

Припев:

Я – девчонка озорная,

Словно лучик золотой.

Я пою, бегу, играю

И танцую день-деньской!

Эпизод 3. Чаепитие

Настало время для чая с тортом и теми конфетами, которыми Аля хотела угостить нас  чуть ли не с порога. За столом говорили обо всем: вспоминали «Поезд надежды», счастливые моменты…

Корр.: В общем, воюете! (Смеется). Потихоньку.

Ольга: Ну вы знаете как – она нас воспитывает. У нас папа – слово-паразит «блин» и «еперный театр». Она мне так один раз, едем в машине, говорит: «Мам, а что такое еперный театр»? Говорю, это ты у папы спроси! (Смеется). Я не знаю, что это за театр такой. Значит, я ругала-ругала, а потом Аля начала блинкать.

Аля: Угу!

Ольга: Я им сказала, кто блинкает, тот делает блины! И он скажет «блин», она: «Папа, я все слышала!» (Смеется).

Михаил: Тебе вишен положить? Или ты будешь…

Аля: О, две вишенки!

Ольга: А если ты папе половину отдашь, сколько у тебя останется?

Аля: Одна!

Ольга: А у папы сколько будет?

Аля: Одна тоже.

Ольга: Молодец!

Аля (шелестит фантиком): Это тебе еще!

Корр.: Спасибо большое! Спасибо, Аль!

Аля: Это вкуснятина.

Корр.: А что тут написано?

Аля: Кон-фе-ты. Я тебе «пчелку» ищу!

Ольга: Она очень ласковая. Она ночью вот что-нибудь проснется: «Мамочка, я тебя так люблю! Мамочка, я тебя так люблю» (к дочери) Да? Она все время говорит: «Мамочка, ты моя мамочка» и она меня никому не отдает…

Аля: Мама моя!

Ольга: Да, твоя!

Аля: Это моя вообще-то мама!

Корр.: А чья же еще?

(Слышен шелест фантика).

Аля: Тебе еще – на!

Корр.: Спасибо, спасибо, Алюш!

Мы были рады увидеть своими глазами, что продолжение у этой семейной истории – чудесное. И все равно спросила Михаила и Ольгу – по отдельности – о том, есть ли в их душе какие-либо страхи относительно будущего семьи?

Михаил: Подростковый период – вот он самый такой тяжелый. Особенно с девчонками. С пацанами попроще. Если мальчишку… там можно – раз! – на него гаркнуть, жестко с ним, то здесь он вариант не проходит. Бывает, чуть на нее повысишь голос, она – раз! – сразу по-другому. Ну, девочка и мальчик – как-то оно по-другому воспринимается.

Оказалось, что Ольга тоже побаивается того момента, когда все детские футболки станут дочери малы.

Ольга (со смехом): Я говорю, если она сейчас такая у нас, то что у нас будет, говорю, в подростковом возрасте? У всех, у кого дети подросткового возраста такого… все охают.

Корр.: Потому что много всяких соблазнов, вот этого всего. Все, что происходит…

Ольга (одновременно): Очень много соблазнов страшных.

Корр.: В любом случае, у вас же еще период школы. Как у нее характер изменится, может быть, она наоборот будет спокойнее, дисциплинированнее?

Ольга (одновременно): Ну, она спокойнее становится. Мне женщина одна знакомая, она увидела и говорит: «Ой, это моя дочка – один в один! Она станет тише». Я говорю: «Ой, ну хорошо». (С улыбкой).

Мы провели в этом гостеприимном доме почти три часа. За это время мы успели посмотреть семейный фотоархив, почаевничать и вдоволь наговориться. Перед нашим  уходом Аля вручила нам пакет конфет, которые она сама выбирала из своих запасов.

Аля: А у вас красивые туфли.

Корр.: Спасибо!

Аля: Приходите к нам еще, в пять часов!

Корр.: В пять часов? Five oclock? Вечерний чай?

Ольга: Да! Скажи: «Мы если будем в Москве, мы к вам придем!»

Корр.: Спасибо!

Аля: Пожалуйста.

Корр.: Мы будем очень рады вам!

Аля: А вы не забудете конфеты свои?

Корр.: Не забуду. С тобой поделиться?

Аля: У меня уже много…

ЭПИЛОГ

Наша «озорная девчонка» с визгом мчится по тропинкам, распугивая птиц. Михаил внимательно следит за дочерью, хотя и старается не подавать виду. Спустя год после нашей первой встречи с этой семьей, мы гуляем с Алей и ее папой в летнем парке.

Корр.: Ну, как вы, как у вас дела?

Михаил (одновременно): Да нормально! Хорошо у нас.

Корр.: Гуляете?

Михаил: Мы с дачи заехали, ей босоножки купили, ну, и заодно встретиться. Аля?

Аля (издалека): А?

Михаил: Сейчас ворона опять на тебя нападет!

Ворона кричит.

Михаил: Где-то вороненок сидел, а она начала его трогать, а она на нее…

Аля (пробегает мимо): А-а-а!!! Спасите!

Михаил (одновременно): Иди сюда! (Смеется).

Корр.: А вон он сидит.

Михаил: Все, Аль! Пусть вороненок сидит, не трогай. Иди сюда! Видишь, мама как волнуется, давай посмотрим со стороны, не подходи.

Аля (издалека): Вороненок!

Корр.: Какие домики прикольные для птиц.

Аля: Тут эти дома везде!

Корр.: Там вон «школа», «почта», «театр». Это знаешь, это чтобы у птиц тоже свой городок был.

Аля (одновременно): Ну да.

Михаил: Аль? Чего написано? Смотри!

Аля: А вон детсад… детский сад!

Михаил: Вот. Садитесь.

Корр.: Аль, расскажи, ты же у нас в этом году детский садик закончила?

Аля: Ну, да, выпускной уже прошел.

Корр.: У тебя платье красивое было, да?

Аля (тихо): Угу.

Корр.: А чего вы там на выпускном-то делали?

Аля (тихо): На выпускном? (громче) Мы танцевали…

Корр. (одновременно): А ты на утреннике какие-нибудь стихи читала?

Аля: Ну да.

Корр. (шепотом): А можешь мне рассказать?

Аля: Здесь раскрыли в нас таланты,

Все мы, дети, музыканты!

Эй, ребята, выходите

Инструменты разберите!

Михаил (одновременно, в отдалении): И танцы дальше.

Корр.: Ага, и у вас потом танцы были.

Аля: Угу.

Корр.: А у тебя какой инструмент тогда был?

Аля: Колокольчик.

Корр.: Здорово. Расскажи, ты, получается, в школу теперь пойдешь? Уже рюкзак собираете?

Аля: Угу.

Корр.: А далеко в школу будете ходить?

Аля: Не!

Корр.: А ты уже знаешь, кто с тобой будет в классе учиться?

Аля: Ну… я один раз уже ходила в этот класс.

Корр.: И как тебе?

Аля: Ну, нормальненько.

Корр.: А учительница как?

Аля: Хорошо.

Корр.: Пока не вызывает никаких нареканий, да?

Аля: Ну да.

Корр.: А ты как там – читать, писать умеешь?

Аля: Ну да.

Корр. (с улыбкой): «Ну да» или умеешь?

Аля: Ну, чуть-чуть плохо я читаю.

Корр.: Ну, читать научишься еще.

В дорожной сумке у нас лежал подарок для Алечки на окончание детского садика – плюшевый пес. Да не простой, а с вкусным секретом.

Михаил (с улыбкой): Аль, что говорят, когда подарки тебе дарят?

Аля (одновременно): Спасибо!

Корр.: Такой вот у тебя теперь новый товарищ.

Аля (довольно улыбаясь): У-у-у… с конфетами!

Корр.: Ну, если конфеты закончатся, можно еще туда положить.

Аля: Че-нибудь новенькое…

Михаил: Ну, это потом, Аль.

Аля: Ну, одну, пап, можно?

Михаил: Нет, то потом.

Аля: Ну, папочка!

Корр.: Мама не разрешает конфеты есть много?

Михаил: Да… четкий контроль! Иначе бесконтрольно будет…одни конфеты только.

Корр. (одновременно): Ой, я понимаю, это я понимаю…

Аля: Люблю конфеты я кушать!

Корр.: Как вы летом – поедете куда-нибудь на море там?

Аля: Да, на море поедем!

Корр.: С мамой, с папой или только с мамой?

Аля: Да… нет, с мамой только.

Корр.: С мамой… Не получается всем вместе?

Михаил: Мы в прошлом году вместе ездили.

Корр.: Здорово!

Корр.: А скажи, Аль, ты вот в детский садик ходила, у тебя какая-то еще развивающая школа была. А еще какие-нибудь кружки у тебя есть сейчас?

Аля: Я теперь хожу на русские народные.

Корр.: А вы выступаете где-нибудь?

Аля: Ну да.

Корр.: Не боишься выступать? А сама…

Аля (одновременно): Иногда волнуюсь.

Корр.: А может, тебе еще чем-нибудь хотелось бы заниматься? Может, рисовать или еще что-нибудь?

Аля: Я люблю красками рисовать. Могу даже пришельца нарисовать! Голубь этот… я в него сейчас шишку брошу. Не люблю я их.

Корр.: А кого любишь из животных?

Аля: Из животных… котят.

Михаил: У нас на даче кот, на два дома живет.

Аля: Я обожаю котов поджидать, чтобы он покушал – сытненький был, чтобы я его чуть-чуть пожмякала. 

Аля умчалась исследовать парк – ее внимание привлекла избушка Бабы Яги, а нам удалось задать несколько вопросов папе девочки Михаилу.

Корр.: Расскажите, как у вас год пролетел?

Михаил: Да нормально, в заботах, в хлопотах. Учеба, песни, концертов много. Три раза в неделю водим же, поет она там.

Корр.: Ого, аж три раза в неделю…

Михаил: Ну да, они хорошо поют русские народные, патриотические песни – репертуар разнообразный.

Корр.: Ну, пока спокойнее не стала. Пока такой же энерджайзер.

Михаил (одновременно): Нет, она любознательная очень, активная, коммуникабельная.

Корр. (одновременно): То есть, друзей легко…

Михаил: Подружек много у нее. С этим проблемы нет. Быстро адаптируется в любой обстановке. Мы сами такие же были шустрые оба. И она такая же. 

Аля: Пап, пойдем мороженое купим?

Корр.: Мороженое любишь?

Аля: Да. Пойдем на батут, пожалуйста?

Михаил: Так мороженое или батут? Решай.

Аля: Вон батут, вон там мороженое.

Михаил: Вот выбери, что же нужно тебе: мороженое или батут?

Корр.: Ну смотри: мороженое можно купить в любом другом магазине, (со смехом) а батут только в парке!

Аля: Я лучше выбираю батут!

Звучит третий куплет и припев песни «Озорная девчонка»:

А когда на небе тучки,

Грустный дождик не унять,

На земле, на земле я вместо солнца

Буду радостно сиять!

Припев:

Я – девчонка озорная,

Словно лучик золотой.

Я пою, бегу, играю

И танцую день-деньской!

Я – девчонка озорная,

Словно лучик золотой.

Я пою, бегу, играю

И танцую день-деньской!

Продолжение следует…