СМИ о "Поезде надежды-Бурятия" >>

 

В октябре «Поезд надежды» побывал в Республике Бурятия. Это был уже 17-й рейс нашего необычного «поезда». Как всегда, поездка оказалась удачной и, тоже как всегда, непохожей на предыдущие рейсы. Мы уже познакомили вас с предварительными итогами поездки, но сделали это кратко. Сегодня – подробный репортаж о «Поезде надежды-Бурятия».

 

ПОЕЗД НАДЕЖДЫ

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПРОЛОГ

Как обычно, наш «Поезд надежды» отправился с Белорусского вокзала. В комфортном вагоне «Аэроэкспресса» мы добрались до аэропорта. Пять часов полета,  и вот мы уже в Улан-Удэ.

(Встреча в аэропорту Улан-Удэ. Баярма поет  песню.)

Немного уставшие после долгого ночного перелета мы даже не сразу поняли, что эта песня звучит в нашу честь.

Баярма: Доброе утро, дорогие наши, уважаемые гости! Мы рады вас приветствовать на нашей гостеприимной бурятской земле! (Дальше – по-бурятски) По старому бурятскому обычаю мы приветствуем наших гостей хадаком и угощаем вас белой пищей, чтобы все ваши дела были удачными! Спасибо вам! (звучат аплодисменты).

Мужчина и женщина в бурятских национальных костюмах угощают нас вкусным кумысом. Мы еще не знаем, что эти симпатичные молодые люди – тоже участники «Поезда надежды», его регионального состава. Зовут супругов Баярма и Ким. Как и остальные бурятские семьи, они ждали наш «поезд» здесь, в Улан-Удэ.

Вместе с гостеприимными хозяевами мы отправляемся в республиканское Министерство социальной защиты населения, на торжественное открытие программы «Поезд надежды-Бурятия». Первой нас приветствует министр Татьяна Быкова.

Т. Быкова, министр социальной защиты населения Республики Бурятия: Добрый день, уважаемые гости! Добрый день, уважаемые участники проекта «Поезд надежды»! Позвольте мне поприветствовать вас у нас в гостях, в Республике Бурятия, поздравить с открытием программы «Поезд надежды» социального проекта «Детский вопрос»… «Радио России»  и пожелать всем нам успешной работы, поскольку это мероприятие, прежде всего, направлено на решение вопросов детства и профилактики социального сиротства. Я хотела бы сказать, что сегодня у нас 6189 детей, которые остались без попечения родителей. В замещающих семьях уже проживают около 5000 детей, но, к сожалению, несколько сотен детей остаются у нас без любви и ласки родителей. Все меры, которые необходимы на правительственном уровне, принимаются. И вот последнее решение сессии народного хурала, которая прошла в июне: статус приемных родителей приравнен к статусу многодетных семей… Но самое главное, наверно, в этой большой сложной задаче – это любовь тех взрослых, которые принимают в свою семью ребенка. Поэтому, данная задача сложная, многогранная и без поддержки нашего сообщества мы не сможем в одиночку решить эти проблемы. Я очень благодарна  «Поезду надежды», «Радио России», поскольку тот путь, по  которому идет «поезд», помогает сегодня решать эти задачи во всех субъектах Российской Федерации. Благодарю всех за участие и прибытие в Республику Бурятия еще раз, желаю успехов! Спасибо. (аплодисменты)

А. Беняш, заместитель руководителя Республиканского агентства по делам семьи и детей Республики Бурятия: Уважаемые коллеги, разрешите мне от Республиканского агентства по делам семьи и детей еще раз вас поприветствовать. Я думаю, все вопросы мы обсудим в среду на круглом столе, а сегодня я хотел бы дополнить слова Татьяны Александровны, о том, что активно развивается институт замещающих семей в Республике Бурятия. И очередным шагом было создание ассоциации приемных родителей. Именно региональной ассоциации. Первого июня, символично, в День защиты детей была создана данная ассоциация. Статистику я называть не буду. Со статистикой вы познакомитесь, узнаете, какие формы, как развивается, как вообще в Бурятии формировался институт замещающих семей. Все это вы посмотрите, узнаете, посетите наши учреждения. Сегодня это восемь детских домов, в которых воспитываются более 370 детей-сирот, и 17 социально-реабилитационных центров. Где-то порядка 550 детей в них воспитывается, вот. Ну, пока, наверное, на этом все.

Т. Быкова: Спасибо. (аплодисменты) Я передаю слово Георгию Валентиновичу…

Г.Москвичев: Да, спасибо. Я хочу поблагодарить Татьяну Александровну за теплые слова! Также приветствую всех на гостеприимной бурятской земле. Сегодня здесь мы начинаем работу, с одной стороны, семнадцатого «Поезда надежды», с другой стороны, первого, потому что в Бурятии открывается первый региональный «Поезд надежды», что очень важно для нас. Действительно, очень приятно, что откликнулась именно Бурятия. И не просто откликнулась, а проявила инициативу, пригласила нас, для того чтобы вот этот первый региональный «Поезд надежды» проходил именно на земле Бурятии.

Продюсер программы «Детский вопрос», первый заместитель директора «Радио России» Георгий Москвичев не случайно начал свое выступление с рассказа о региональном «Поезде надежды». Это действительно главная особенность бурятского рейса нашего «поезда». Потому что на сей раз участниками этой программы стали, в основном, местные жители. Восемь семей – выпускники бурятских школ приемных родителей – сели в наш «поезд». Причем, не одни, а с сопровождающими – со своими бывшими преподавателями. Но это не все. Благодаря нашему давнему партнеру – компании «Аэрофлот» – еще пять семей (жители других регионов России) прилетели с нами из Москвы.

Г.Москвичев: Это очень приятно, хотя, конечно, быть первым, не только  почетно, но и накладывает какие-то определенные обязательства. Безусловно, «Поезд надежды-Бурятия» войдет в историю именно как первый региональный «Поезд надежды». О нем будут говорить, его будут ставить в пример. А «Поезд надежды» не укладывается в те пять дней, что мы здесь. «Поезд надежды» начинает свой путь сегодня, но не заканчивается в пятницу, и точно не закончится через месяц, через два, через три. Мы, приезжая в регион, остаемся в нем надолго. Мы сотрудничаем долгие месяцы, ровно столько, сколько это нужно, прежде всего, детям, которые находятся в специализированных учреждениях, столько, сколько это нужно для того, чтобы помочь этим детям. Я хочу поблагодарить семьи. Это, наверно, самые важные и самые главные участники нашего проекта. Спасибо большое за то, что вы доверились нам. Это «спасибо» я уже говорил вчера семьям федеральным, тем пяти семьям, которые приехали с нами, но еще раз хочу поприветствовать и отдельно сказать «большое спасибо» восьми бурятским семьям, которые садятся в наш «Поезд надежды» здесь. Вам тоже большое спасибо за то, что вы будете с нами эти пять дней и не только эти пять дней, но и в дальнейшем будете с нами… Еще раз хочу сказать «спасибо» Татьяне Александровне. Я очень надеюсь, что «Поезд надежды-Бурятия» сложится удачно. Работа, как я уже сказал, предстоит сложная, но…

Т. Быкова (подхватывает): Будем работать.

Г.Москвичев: Будем работать. Спасибо! (аплодисменты)

 

ГЛАВА 1. За малышами

 

(Региональная семья с сопровождающими входит в кабинет регоператора)

Г. Красницкая: А вы зачем?

Б. Буткина, социальный педагог Еравнинского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних: А мы – сопровождение.

Регоператор: Это служба сопровождения…

Г. Красницкая: А-а… А я думала – вы кандидат (смеется)…

Виктория: Здравствуйте!

Г. Красницкая (Виктории): Присаживайтесь сюда!.. (Александру) Проходите, Александр!

Корр.: Виктория и Александр, да?

Г. Красницкая: Да-да. Поддержка!

Виктория (регоператору): Ну, у нас так все… Девочка, Яна.

Александр (повторяет): Яна.

Регоператор: У девочки статуса нет…

У Виктории и Александра из Еравнинского района Бурятии есть 15-летний сын. А вот дочки бог не дал. Супруги еще три года назад задумались об усыновлении ребенка, но необходимую для этого финансовую стабильность, по их словам, обрели только сейчас. И сразу поняли: время пришло! А тут как раз и «Поезд надежды» собрался в Бурятию. На предложение сотрудников районного отдела опеки принять в нем участие Виктория и Александр сразу согласились.

В кабинет регионального оператора супруги вошли со своими сопровождающими – сотрудниками Еравнинского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Здесь же в помощь региональным семьям работала наш специалист по семейному устройству Галина Красницкая. Когда Виктория и Александр выслушали всю информацию по двухлетней Яне, в том числе – об отсутствии у девочки статуса на усыновление, Галина Сергеевна их спросила:

Г. Красницкая: Рискнете?

Александр (тихо): Да. (Виктория смеется и кивает головой)

Г. Красницкая: Рискнете? Берете направление? (оба кивают) Да, очень славная девочка!..

К сожалению, рабочий день уже заканчивался, и в дом ребенка мы попали только на следующее утро. Здесь, как и положено, начали с кабинета главврача – предъявили направление, побеседовали с социальным педагогом, изучили медицинскую карту ребенка. И только после этого отправились в группу маленькой Яны.

Виктория: Здравствуйте!

Б. Буткина: Здравствуйте!

Корр.: Здравствуйте!

Воспитатель 1: Здравствуйте!

Корр. (увидев Яну): Ой, девчонка какая хорошая!

Б. Буткина: Ага. (Яна плачет)

Б. Цыбикова, руководитель Еравнинского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних: Это она, да?

Воспитатель 1 (сквозь шум): Вот какие мы! Ну вот…

Корр.: Что это она? Испугалась?

Воспитатель 1 (держит на руках плачущую Яну): Нет, она обычно так не реагирует… Это из-за того, что много чужих людей. А так-то она хорошенькая…Ну вы посидите вдвоем! (Виктория что-то говорит ребенку)

Б. Цыбикова: Давайте мы выйдем, да?

Корр.: Мы уйдем.

(В коридоре, шум. Дверь в группу осталась открытой)

Корр. (наблюдая за Яной): Поглядывает!

Воспитатель 1: Она такая помощница – все помогает: и туфли надевает ребятам, и носы вытирает. Воспитателям помогает.

Воспитатель 2: Вы бы, наверное… Папа пусть выйдет, ладно? Они мужчин-то у нас же не видят, они поэтому боятся… А мама пусть здесь, посидит, хорошо?… (показывает) Сейчас она адаптируется маленько, привыкнет к вам

Корр.: Как вам девочка?

Виктория: Такая крошка.

Корр.: Красавица!

Корр. (Александру): Отсюда можно смотреть…

Воспитатель 1: Пойдем, Яночка, я тебе игрушку дам! Пойдем! Иди сюда! Яна, иди сюда, будешь катать. (играет с Яночкой) Ой! Ничего себе! Ой! Ничего себе! (шум, плач ребенка) Кати, кати Свете мячик!

Корр. (смеется): Лежит!

Воспитатель 1 (продолжает играть с Яной): Ой, Света мячик дала! Аня, дай Яне, Яне дай!

Александр: Вика же в садике работает…

Корр. (не расслышав): А?

Александр: Вика в садике работает.

Корр.: А-а! Ну – может контакт найти с детьми!

Пока Виктория и Александр налаживали контакт с Яной, мы разговорились с сопровождающими этой семьи – руководителем Еравнинской службы подготовки замещающих родителей Балмой Цыбиковой и социальным педагогом той же службы Беллой Буткиной.

Б. Цыбикова: У нас в банке семей в настоящее время восемь кандидатов. Эта семья у нас прошла учебу в июне месяце. Давно уже они готовились к этому шагу, и вот благодаря «Поезду надежды» они решились на это. Мы их сопровождаем. Они хотели девочку дошкольного возраста взять, подыскивали у себя в районе сначала, потом по другим детским домам… И вот сейчас они посмотрели в банке данных детей и подобрали девочку. Ну, очень счастливы, со вчерашнего дня они прямо сияют оба. (смеется) Мы очень рады за них, конечно. Очень приятно, что действительно они нашли ребенка, и будем надеяться, что все у них сложится хорошо.

Корр.: Вы наблюдаете и видите, что там должно быть все нормально?

Б. Цыбикова (одновременно): Да, да, да. Семья хорошая, молодая. Позитивные…

Корр.: Ну а вот ваше отношение к тому, что мы попросили сопровождать семьи, которых вы учили. Сами-то к этому как относитесь?

Б. Цыбикова: Нам очень приятно, что мы вместе с вами работаем в этом социальном проекте. Видим, как вы федеральные семьи сопровождаете, как помогаете, подсказываете. Очень хорошо, что с вами приехали и медицинский работник, который, действительно, нам тоже может помочь, потому что у нас такой возможности нет.

Корр.: Как вы считаете, это нужно или нет?

Б. Цыбикова: Я думаю, что действительно нужно, чтобы специалисты посмотрели ребенка, да?

Б. Буткина (одновременно): Нужно, конечно, потому что защиты они не чувствуют. Мне кажется, надо защищать интересы кандидатов. Все равно с нами-то им более …

Б. Цыбикова (подсказывает): Увереннее.

Б. Буткина: Увереннее, да, да.

Корр.: Ну, то есть, поддержка какая-то, да?

Б. Буткина: Да-да, большая.

Б. Цыбикова (одновременно): Чувствуется, конечно. Если бы они одни приехали… никого не знают, еле-еле нашли это учреждение, кто и как их встретит, так? А если уже с…

Корр. (подсказывает): Со своим преподавателем…

Б. Цыбикова: Со своими, да. Было бы очень неплохо, если бы у нас в Бурятии это продолжили, свой республиканский «поезд» организовали. Это очень интересно было бы, я думаю. Также, после республиканского «поезда», можно и районный «поезд» организовать, на уровне района.

Корр.: Ну. Собственно, мы-то привезли модель, да? Мы хотим ее показать.

Б. Цыбикова (одновременно): Да-да-да, вот так можно сделать.

Корр.: И обкатать здесь, да? Чтобы вы посмотрели и подумали: «Мы тоже такое, в принципе, можем провести».

Б. Цыбикова (одновременно): Да-да-да. В принципе, можем, да.

Корр.: То есть, все не зря, в общем-то?

Б. Цыбикова: Не зря! Да.

Корр.: Ну, вы семью доведете до…

Б. Буткина: Доведем!

Б. Цыбикова (одновременно): Мы доведем, конечно, доведем!

Корр.: Хорошо!

Б. Цыбикова (перебивает): Я думаю, что девочку мы заберем все-таки! (смеется)

Корр.: Ну такая девчонка хорошая! (смеется) Ладно, спасибо!

Пока мы разговаривали, маленькая Яна уже полностью успокоилась, смело пошла к Виктории на руки и даже Александра больше не боялась. Мы наблюдали за их общением издалека, стараясь не мешать только что возникшим доверительным отношениям. Но детям пришло время обедать – супруги спустили малышку с рук, отдали воспитателям и направились к дверям, где мы их ждали.

Корр.: Ну что? Расскажите…

Виктория (не дослушав, иронично): Про наши ощущения?..

Корр. (одновременно): Да-да-да, очень мне интересны ваши ощущения!

Виктория (смеется): Очень хорошие ощущения! Девочка хорошенькая…

Корр. (вставляет): Красииивая…

Виктория (радостно): Такая пампушка! У нас сыночка тоже такой точно… (смеется)

Корр.: Да?

Виктория: Ага. А ничего – уже начала так к нему… (показывает на Александра)

Корр.: На папу уже начала реагировать?

Виктория: Ага. Он ко мне подойдет, она сначала-то боялась, а потом как-то… да вроде ничего, играть стала, пришла сама.

Корр.: Ну уже перестала пугаться-то?

Виктория: Уже перестала. Ну так, Сашу еще побаивается чуть-чуть… Но – «пока!..» (показывает воздушный поцелуй)

Александр (одновременно): Уже  «пока-пока» машет…

Корр. (удивленно): Да? Даже воздушные поцелуи?

Виктория: Ну, пока… Мы завтра еще придем.

Корр.: Будете думать?

Виктория (с недоумением): Нет! Все.

Корр.: Подписываете согласие?

Виктория: Да, да.

Корр.: Когда будете подписывать?

Виктория: Ну, я не знаю, когда. Сегодня скажут все. А эту неделю мы будем к ней ездить.

Корр.: Ну да, конечно. Ну, с маленькими-то проще, конечно. Хотя, не исключено, что адаптация будет. Она, видите, какая залюбленная? Звезда!

Виктория (одновременно): Да-а… Они все возле нее… (со смехом)

Корр.: Ну да.

Виктория: Но сначала-то она же ни в какую. Отреагировала, ну, так, с опаской.

Александр (одновременно): Заплакала.

Виктория: Заплакала.

Корр. (Александру): А вам понравилась девочка?

Александр: Угу. Понравилась, да.

Корр.: Понравилась? Красивая девочка!

Александр: Ну, она нам еще по фотографии понравилась.

Виктория (одновременно): Главное, нам ее первую вчера показали, и у нас – все…

Корр.: Сразу екнуло? Громко? (со смехом)

Виктория: Екнуло! Я на него смотрю, он – на меня, тоже вот так! (показывает, какими большими глазами смотрел Александр)

Корр.: Ваш ребенок!

Виктория: Наш ребенок!

Корр.: Слушайте, а я вот еще хотела спросить про службу сопровождения. Она вам как? Помогает, мешает? Или вы на нее вообще внимания не обращаете?

Виктория: Наоборот, это какая-то поддержка.

Корр.: Все-таки есть поддержка, да?

Виктория (перебивает): Конечно, есть поддержка! Мы сюда пришли… не знаем же никого.

Корр.: Ну, то есть, такая помощь все-таки нужна?

Виктория (одновременно): Я думаю, что нужна, конечно, да.

Корр.: То есть, всегда можно проконсультироваться… То есть нужно, да?

Виктория: Нужно-нужно-нужно! Нужны вы! Нужны!

Корр.: Не мы! Вот, поддержка такая.

Виктория (согласно кивает): Вот и поддержка нужна, да-да!

Корр.: Ладно. Я вам желаю удачи! Ну, еще увидимся!..

Виктория: Да-да-да.

Мы увиделись в тот же вечер – на родительском собрании. Но прежде в доме ребенка встретились с еще одной семейной парой. Это оказались те самые Баярма и Ким, которые встречали нас в аэропорту.

(смех, разговоры)

Баярма: О, наши!

Корр. (со смехом): Вы сюда приехали?

Баярма и Ким (в один голос): Да.

Корр. (обрадовано): Да-а? С направлением?

Баярма: Ага.

Корр.: На кого?

Баярма: А мы уже посмотрели…

Корр. (удивленно): Да?

Баярма: Угу.

Корр.: Кого посмотрели?

Баярма: Семена посмотрели.

Корр.: Сколько ему?

Баярма: Три месяца.

Корр.: И как?

Баярма: Нравится…

Корр.: Понравился?

Баярма: Да.

Корр.: И что, будете подписывать согласие?

Баярма: Да, будем.

Корр.: Здорово! (Баярма и Ким смущенно смеются) Ну вы вообще… Как-то вы быстро так! А нам говорят «вторая семья», а мы не поймем – какая вторая семья? (Баярма смеется, Ким через некоторое время присоединяется)

Баярма (сквозь смех): Правильно!

Корр.: Ну что, здорово!

Уже перед отъездом из дома ребенка, когда мы ждали машину, нам удалось поговорить и с сопровождающей эту пару – преподавателем Селенгинской школы замещающих родителей Ольгой Лукьяновой.

Корр.: Вообще, вам эта идея как? Насчет сопровождения? То есть вы выдали им сертификат, ну и до свидания, да? Обычно так бывает.

О. Лукьянова: Обычно так оно и бывает.

Корр.: Вот! А тут вдруг вам говорят: «А не хотите ли вы дальше продолжить с ними работать?»

О. Лукьянова (перебивает): Вообще, я приняла эту идею без особого энтузиазма , если честно…

Корр. (одновременно): Почему?

О. Лукьянова: Не знаю почему. Может быть, из личных каких-то соображений... Но сегодня вот, когда мы здесь были, я попыталась представить, что будто бы это я выбираю ребенка, и какие были бы мои ощущения. Я (смеется)  иду и тоже волнуюсь, и сама приглядываюсь, и как будто бы уже начинаю искать какие-то свои черты в ребенке! Конечно, для них это, мне кажется, очень важный момент. И если еще кто-то рядом есть…

Корр. (вставляет): Группа поддержки.

О. Лукьянова: Хотя, мне иногда казалось, что, может быть, мешаю я как-то, может, им хочется вдвоем побыть…

Корр.: Нет, ну, вы зря так думаете.

О. Лукьянова: Да?

Корр.: В принципе, если им хочется вдвоем, они всегда могут отойти и побыть вдвоем, правильно? (О. Лукьянова смеется) Они еще побудут вдвоем.

О. Лукьянова (перебивает): Но так-то вообще идея интересная. Я не ожидала, что мне самой понравится. (смеется)

Корр.: Угу.

О. Лукьянова: Хотя, скептически отнеслась…

Корр.: Сначала?

О. Лукьянова: Да.

Корр.: Ну вот, видите? Мы просто, знаете, такую идею толкаем, что вот… Как получается? Вот она беременная, женщина, да? В консультацию ходит. Потом она  родила ребенка,  и патронатная сестра приходит… Ну, в общем, сопровождает ее, да? А вот если во время родов, в самый главный момент! – ей говорят: «Ну, иди, дорогая, в поле, никакой тебе акушерки не будет. Иди, рожай, как получится!» Вот, по сути-то, так и есть!

О. Лукьянова: Угу. Так сравнили, да? Ну да, действительно.

Корр. (одновременно): Да! Согласитесь. В самый ответственный момент мы семью бросаем!

О. Лукьянова: Ну, кстати, да. Вот этот опыт полезный, потому что, когда на школе приемных родителей лекции читаем… Вот при выборе ребенка, как с ним общаться, да? Вот то, что на уровне ребенка, на уровне глаз нужно… И сам вот процесс, как взять ребенка… Я, допустим, лично никогда сама не знала. Теперь я примерно представляю, как это на самом деле выглядит в реальности.

Корр. (перебивает): То есть это еще и вам польза?

О. Лукьянова: Это мне вообще огромная польза! Я вот считаю…

Корр. (перебивает): Потому что вы выступаете как теоретик, правильно?

О. Лукьянова: Да. Да. Я – теоретик. (смеется) Сейчас можно сказать, что я на практике попробовала, и теперь могу чувства приемных родителей понять, и саму систему, вот именно как выбирать детей.

Корр.: Ну, вы с ними будете продолжать работать?

О. Лукьянова: Да! Они у меня такая позитивная семья, они у меня артисты, такие хорошие…

Корр.: Да, мы уже видели. Они и песни поют…

О. Лукьянова (одновременно): Так что да. Конечно, мы будем продолжать с ними дальше…

Корр. (одновременно): Хорошие ребята. Молодая такая, хорошая семья.

О. Лукьянова: Угу.

Корр.: Ну ладно. Значит, мы, в общем, правы, да? Вы все-таки пришли к выводу, что это надо…

О. Лукьянова (одновременно): Да. Я считаю, что вы правы! (смеется) Вы молодцы! Спасибо вам большое!

Корр.: До свидания! Спасибо.

О. Лукьянова: Вам спасибо!

Корр.: Ну, я думаю, еще увидимся.

О. Лукьянова: Конечно.

Корр.: Мы же сейчас еще на собрание поедем…

(шум, смех, голоса)

Родительские собрания у нас проводились каждый вечер. Собственно, так же, как и всегда. В этот раз, впрочем, отличие все-таки было: местные семьи не жили с нами в гостинице. А потому Инна Зотова, проводившая эти собрания, пропускала их вперед – людям еще нужно было успеть на общественный транспорт, чтобы добраться до дома. Иногда, впрочем, вместо участников «Поезда надежды» слово брали их сопровождающие – преподаватели школ приемных родителей.

И. Зотова: Так, кто еще? Да, пожалуйста.

О. Юможапова, социальный педагог: Я сопровождаю Раджану и Мунко.

И. Зотова: Угу.

О. Юможапова: Мы сегодня были у регионального оператора по подбору ребенка. Родители указали возраст от рождения до трех месяцев. К сожалению, в нашей региональной базе данных таких детей на сегодняшний день пока нет, но мы с этой семьей в режиме ожидания. Ну, как бы, ждем своего ребенка. 

И. Зотова: Понятно.

О. Юможапова: И… Мама у Раджаны сейчас болеет, находится на химиотерапии. Кроме нее за мамой ухаживать некому. И Раджана хочет сделать пока паузу.

И. Зотова (одновременно): То есть, вам нужно вернуться к маме…

О. Юможапова: Если это возможно… (согласные возгласы: «Конечно! Конечно!»)

И. Зотова: Хорошо…

О. Юможапова: А так, конечно, мы будем их сопровождать…

И. Зотова (Раджане): Вы – местная семья…

Раджана: Да, мы – региональная…

И. Зотова (продолжает): Вы – региональная семья, у вас очень хороший контакт в регионе, у вас есть служба сопровождения, которая вас уже не бросит. (О. Юможаповой) Правда же?

О. Юможапова: Ну конечно! Как мы их ведем, так и будем сопровождать…

И. Зотова (одновременно): Все. Доведут вас до… Не хочу сказать «финала»… до счастья и продолжения этого счастья. Так что я думаю, что дальше вы уже будете действовать в рабочем режиме…Удачи и успехов!

Раджана: Спасибо!

И. Зотова: Спасибо вам!

О. Юможапова: Вот, а я как специалист службы сопровождения хотела бы присутствовать на дальнейших собраниях, если это возможно.

И. Зотова: Конечно!

О. Юможапова: Завтра приступаю…

И. Зотова (одновременно): Скажите, Раджана, как вы считаете, вот такое сопровождение, оно необходимо семьям?

Раджана: Да, необходимо.

И. Зотова (одновременно, продолжает говорить): Или это… лишний костыль?

Раджана: Необходимо. Мне лучше, спокойнее. И это можно с кем-то обсудить…

И. Зотова: Угу. А вы как считаете, служба сопровождения? Вам эта головная боль – лишняя, или все-таки нужна?

О. Юможапова: Да нет, конечно! Здесь мы больше  узнаем о своих кандидатах. Об их интересах, привычках…Они уже становятся нам как бы родными людьми. Конечно, болеем, страдаем за своих же кандидатов… Общие проблемы, общие радости. Сострадаем… Как сопровождали, так и будем сопровождать.  

И. Зотова (одновременно): Ну, есть надежда, что все дальше у вас сложится хорошо. Спасибо вам большое!

Надо сказать, на таких собраниях у нас, организаторов «Поезда надежды», создалось впечатление, что преподаватели бурятских школ приемных родителей, по сути, взяли кандидатов в эти самые приемные родители под свою опеку. К примеру, подопечной Светланы Палкиной, психолога Службы сопровождения "Республиканского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних" стала самостоятельная мама Галина из Кабанского района.

Галина: Сходили мы сегодня, взяли направление на Елизавету Г.

И. Зотова: Так. А возраст?

Галина: Четыре месяца.

И. Зотова: Ага. Так.

Галина: Познакомились с девочкой, поговорили с врачом, с главврачом. Все там нормально. Девочка мне очень понравилась. Но у нее нет статуса…

И. Зотова: Так. Ну, статус – дело наживное, как известно.

Галина: Ну мы ждем. Делаются документы.

Голос из зала: «У нас» – это хорошо.

И. Зотова: Что ждем?

Галина: Чтобы делали документы…

И. Зотова: Вы подписали согласие?

Галина: Да, завтра поеду, подпишу согласие и опять поеду в «Аистенок».

И. Зотова: То есть, вы уже твердо решили?

Галина: Да.

И. Зотова: Ну давайте поздравим! (аплодисменты) Ну что ж, хорошо, значит, завтра вы едете… (смотрит бумаги) утром куда?

Галина: Мне надо будет в органы опеки… (шум, голоса подсказывают: «К региональному оператору») Подписать…

И. Зотова (одновременно): К региональному оператору? Оформляться будете, да? Так, ну а статус уже будем тогда вместе ожидать…

Галина: Буду ждать лишения.

И. Зотова: Тут розыск, все дела… Я думаю, что ваше сопровождение вам расскажет. Кто сопровождает?

С. Палкина: Сопровождаю я. Меня зовут Светлана.

И. Зотова: Вот расскажите нам. Не поспешила ваша подопечная?

С. Палкина: Я все об этом беспокоюсь,  нельзя в таких делах горячку пороть,  да?

И. Зотова (одновременно): Это правильно, абсолютно.

С. Палкина: Вот. Вчера у нас… стресс был у Галины. У нас были слезы, потому что мы, во-первых, самые последние проходили в региональной  базе данных и… Ну я смотрю, она сникла. То есть, ей нужна была помощь… успокоить, поддержать, в общем-то. Вчера такая задача у меня была. Вот. Ну, мы решили, что все-таки надо мобилизовать свои силы. Что это – стрессовая ситуация, которую нужно решать не только вот сейчас, но и потом, когда уже ребенок будет в семье. То есть, разные бывают ситуации, и нужно с ними справляться.  

И. Зотова: Представляете, как хорошо, что рядом оказался человек в здравом уме и твердой памяти? (общий смех)

С. Палкина (смеется): Я сама тоже немножечко, конечно… В общем, для меня это такая новая роль была. Но все это очень трогательно и нужно. Правильное дело, да? Так, ну сегодня уже картина немножко полегче. Мы снова с утра пришли  к региональному оператору. Нас уже ждали, нас встретили. И нам показали детишек… Мальчики, девочки… Снова у нас выбор пал на девочку. Ну, смотрю, в глазах Галины уже горит огонек, у нее появилась цель – во что бы то ни стало посмотреть, увидеть девочку. Ну, на празднике нам не удалось посмотреть, потому что ребенку-то 4 месяца, там, естественно, не до праздника. Вот. Но на празднике мы тоже побывали, Галина получила положительные эмоции, которые ей были необходимы. И все-таки опять туда прямым ходом: «Так, а когда мы в группу пойдем? Когда мы ребенка пойдем смотреть?» Все. Мы там выловили главного врача, посмотрели личное дело, поговорили с администрацией  «Аистенка», посмотрели девочку, пофотографировались… Девочка, кстати, на контакт очень хорошо идет.  Ребенку три месяца, она  нормально развита, довольно-таки упитанная… Вес, рост – все в норме. Ребенок соответствует своему возрасту, да? Развитию. Вот. И уже после того, как мы поговорили, побеседовали, пообщались… (вспомнив) А! Вот еще, идея была такая, что в жизни людям приходится преодолевать какие-то трудности, что бывают какие-то печальные моменты. Вот, например, стрессы. А еще нужно не стесняться задавать вопросы, и побольше задавать вопросов, узнавать… Разговаривать в том числе и с администрацией, и с главными врачами. И пробивать, узнавать, да? Вот у Галины, я думаю, сегодня такой опыт появился, то есть, смелость такая. Потому что чем больше ты знаешь информации о ребенке, тем это лучше. Вот.

И. Зотова: Галина! Вы бы сами справились, если бы не было сопровождения?

Галина: Нет… (общий смех) Честно говорю: нет!

И. Зотова: Браво, служба сопровождения! (аплодисменты)

С. Палкина: Нет, я думаю, что, все-таки, у нее уже уверенность появилась… Она сейчас даже первая встала, вот. И сама-сама, и инициативу уже берет в свои руки. Это очень хорошо, мне нравится. То есть, ресурсы есть. Я вижу, что и родственники там… Вот, узнала, поговорила с ними… Она по телефону постоянно советуется. Такая поддержка там мощная чувствуется, то есть, потенциально есть ресурсы. Это тоже плюс для принятия дальнейшего решения. И я думаю, что мы, наверное, все-таки, сейчас будем…

Галина (вставляет): Бороться до конца!

С. Палкина (продолжает говорить): Напишем… Напишем, Галин, что мы напишем завтра пойдем?

Галина: Согласие в «Аистенке»…

С. Палкина: Согласие, да? Отказа не будет.

Галина: Нет.

С. Палкина: Ну и параллельно еще будем там узнавать, как решается вопрос по розыску мамы…

Галина (перебивает): В это время я буду ездить навещать ребенка.

И. Зотова: Правильная мысль. Ну я вижу главное, что служба сопровождения и сопровождаемый так уже хорошо срослись, что, если понадобится помощь, вы уже знаете, куда бежать, да? А служба сопровождения уже не сделает квадратные глаза: «Собственно, а что это ко мне прибежали?» (Все шутят: «Кто это? Кто это?») Уже как-то сердце болит, правда же?

С. Палкина: Телефонами-то, в принципе, обменялись уже… Потому что  мы в ответе за тех, кого приручили. (смеется)

И. Зотова (одновременно): Вот это правильно!

С. Палкина (сквозь смех): Куда мне теперь деваться-то?

И. Зотова: Да. Ну что, спасибо вам большое! Молодцы! Я думаю, прекрасно поработали, поаплодировать надо!.. (аплодисменты)

 

ГЛАВА 2. …И постарше

 (звучит песня, которой подпевают дети)

Песня, которую вы слышите, звучала на одном из веселых представлений, которые бурятские артисты каждый день устраивали в детских домах. Но праздники проводились для ребятишек, а у взрослых было много серьезных дел. В рамках программы «Поезд надежды» прошли встречи с руководством региона, круглый стол с коллегами, возглавляющими местные СМИ, большая пресс-конференция для журналистов. А преподаватели нашей выездной Школы приемных родителей Галина Красницкая и Татьяна Павлова провели семинар для бурятских коллег из органов опеки и служб подготовки и сопровождения приемных родителей.

Г. Красницкая: На этом слайде я хотела бы поподробнее остановиться, потому что это непосредственно относится к идее, которую предложило «Радио России». Обычно мы готовим людей в школе приемных родителей и отправляем их в свободное плавание. Ну, обратятся потом они к нам, не обратятся… Мы же по запросам работаем, правда? Это уже другое дело.  И мы, в процессе проведения семнадцати «Поездов надежды»,  обратили внимание на то, как ведут себя люди в этой ситуации. Когда надо найти и выбрать ребенка. Ну, в основном, сейчас какой путь поиска? – это интернет. Люди заходят в базу данных, смотрят ребенка, выбирают чаще всего по сходству с кем-то. Выбирают по той скупой информации… И вот здесь они оказываются без всякой поддержки и помощи. Здесь работает исключительно сарафанное радио. Да? И поэтому я здесь перечислила трудности поиска и подбора ребенка, они четко обозначены. А наша цель… Инна, а как вы называете эту процедуру? Мы кем выступаем в этот момент?

И. Зотова: Акушеры.

Г. Красницкая (подхватывает): Акушеры мы. Присутствуем при «родах», да? Ведь, естественно, трудно рожать дома без помощи медиков. Так и здесь. И я хотела бы сейчас, чтобы те службы, которые присутствовали при этом, рассказали, как важно поддерживать кандидатов вот в этот момент. Пожалуйста, кто из служб с нами работал? Можете сказать? Для чего это нужно? Что вам, как людям, которые работают с семьями, это дало?

О. Енина, педагог-психолог, представитель Закаменского района: Ну… это очень нужно! У нас вообще народ такой: люди очень редко обращаются со своими проблемами. Стараются все скрыть, не говорить органам опеки, чтобы, не дай бог, не узнали, не отобрали… Вот. Ну, опять же, в нашем районе, допустим, доверяют службе сопровождения. Могут позвонить, если какая-то проблема существует, могут ее озвучить. Редко, но могут. Я считаю, что очень нужна служба сопровождения.

Г. Красницкая: А что вам дало вот это присутствие, когда кандидат сидит перед базой данных, и вы сидите с ним. А потом едете в учреждение вместе с ними, смотрите ребенка. Вам что лично дало?

О. Енина: Ну, вот когда мы в базе данных смотрели фотографию, да? У меня, я хочу сказать, это первый опыт. Я никогда не сопровождала родителей.

Г. Красницкая: Обогатились!

О. Енина: Да, обогатилась…Непосредственно при просмотре фотографий моя помощь не нужна была. Я попыталась даже самоустраниться, потому что они у меня спрашивали, надо-не надо? Я думаю, мне нельзя ни в коем случае говорить. Вы смотрите, выбирайте сами!

Г. Красницкая (одновременно): Навязывать свое мнение.

О. Енина: Да, конечно! А там уже, когда с ребенком был первый контакт… Тогда… В первый момент, когда единение это, да? Все равно, как бы ни готовились… ступор такой, минутный, секундный… И вот тогда надо было чуть-чуть подтолкнуть, помочь… Буквально пять минут. А потом я опять самоустранилась, чтобы ни в коем случае на себя не оттягивать внимания ребенка, чтобы родители не смотрели на меня: «Правильно, не правильно я с ним обращаюсь?» Но я стояла на пороге,  смотрела на это… В принципе, мои родители хорошо справились со своей задачей.

Г. Красницкая: Мне  очень хотелось бы узнать вот какую вещь: я слышала, что у вас есть одно село, в котором осталось мало детей, и местные учителя, когда узнали, что школу собираются закрыть,  ввосьмером поехали… (слышен негромкий голос из зала) Это у вас было?

Представитель Мухоршибирского района: Это в Мухоршибирском районе. Два села так поступили.

Г. Красницкая: Угу.

Представитель Мухоршибирского района: Они взяли детей. Ну в общем-то мы ездим, проверяем. Все нормально.

Г. Красницкая: Нормально? Меня интересовали именно последствия… когда такая кампания…

Представитель Мухоршибирского района: Вы понимаете, когда все вместе, то в селе уже не идут такие разговоры, что ребенок чужой, не твой. Там, наоборот, они все друг другу помогают. Это у нас Бомское село и Барское. Благодаря вот этим детям они сохранили…

Г. Красницкая: И школу сохранили…

Представитель Мухоршибирского района: И школу, да, да…

Г. Красницкая (одновременно): И село поддерживают.

Представитель Мухоршибирского района: Ну где работу найти, где? Это тоже форма, в общем-то, поддержки семьи…

Г. Красницкая: Совершенно верно.

Представитель Мухоршибирского района: И дети получают семью, тепло и родители получают хоть какие-то деньги и этим поддерживают…

Т. Павлова: А вот мне интересно, если деньги им перестанут платить,  они детей обратно отвезут?

Представитель Мухоршибирского района: Нет! Нет, потому что они очень долго уже вместе, они прикипают к этим детям сердцем.

Между прочим, эта история имеет прямое отношение к «Поезду надежды». Самостоятельная мама Чимитсу была одним из тех учителей: именно тогда у нее появился сын-шестиклассник. Сейчас он уже вырос, учится в техникуме и навещает приемную маму по выходным. Две кровные дочери Чимитсу тоже взрослые, живут самостоятельно. Наверное, поэтому она решила присоединиться к нашему «поезду»…

И. Зотова: Чимитсу!

Чимитсу: Да.

И. Зотова: Рассказывайте.

Чимитсу: Сегодня мы ездили в реабилитационный центр. Там я познакомилась с девочками. Настя и Наташа.

И. Зотова (перебивает): Настя и Наташа. Какого года?

Л. Алексеева: 2003-го.

Чимитсу (одновременно): Третий год. Десять лет им.

И. Зотова (одновременно): Они – близнецы? Двойняшки?

Чимитсу (продолжает говорить): В третьем классе учатся. Да, двойняшки.

Л. Алексеева, заведующая районной службой сопровождения замещающих семей: Чимитсу Санжиевна знает этих девочек. Она видела их летом… Единственное что – у ребятишек не было социального статуса. Сейчас статус установлен. Девочки хорошие, мечтают попасть в семью, и я думаю, все сложится. Тем более, опыт воспитания приемных детей уже есть.

И. Зотова (Л. Алексеевой): Вы сопровождали, да?

Л. Алексеева: Да-да-да.

И. Зотова: Расскажите, пожалуйста.

Л. Алексеева: Девочки заранее были подготовлены специалистами службы сопровождения – психологом, в частности – и ждали нас уже.  Они открылись совершенно с другой стороны. Говорили, что девочки не хотят, боятся идти в семью и ждут, что мама заберет их… Но  сегодня они сказали, что они ждут, ждут, когда придет…кандидат. Пока мамой ее не называют, потому что для них еще есть та мама… К сожалению, у них статус установлен, но не получен документ, который подтверждает правовой статус ребенка. И будет только в середине ноября. Поэтому мы решили с руководством учреждения, что пока Чимитсу Санжиевна будет детей в гости к себе возить до третьего ноября. Детки пойдут на каникулы…

И. Зотова: То есть,  третьего ноября дети уже будут в семье?

Л. Алексеева (одновременно): Да, да.

Чимитсу: Да-да-да.  (слова тонут в аплодисментах) Девочки понравились. Они согласны идти ко мне. Я их пока  возьму на каникулы. Как гостей. (аплодисменты)

И. Зотова: То есть процесс оформления запущен уже?

Л. Алексеева: Да.

И. Зотова: И все документы поданы?

Л. Алексеева: Да.

И. Зотова: Все, прекрасно!

Такие родительские собрания по традиции проводились каждый вечер. А днем все участники разъезжались по детским учреждениям. Но не только они. Помните, в одной из наших передач мы рассказывали о двух братьях – 15-летнем Вите и 13-летнем Коле? Во время этой поездки Инне Зотовой и Ольге Резюковой удалось навестить наших подопечных.

(шум шагов по коридору, голоса)

О. Резюкова: Вить, ну как дела-то?

Витя: Ничего. По-всякому…

О. Резюкова: Мы тебя вспоминали.

И. Зотова: Мы вот подарок тебе привезли… 

О. Резюкова: Тебе, да брату твоему Кольке.

И. Зотова (шуршит пакетом, доставая банданы): Видишь, какие у нас банданы? Держи! На память добрую.

Витя (негромко): Спасибо.

О. Резюкова: А Коля?

И. Зотова: Где Коля-то?

Витя: Там. Недалеко.

И. Зотова (одновременно): Там?

О. Резюкова: Пошли, что ли, дойдем?

И. Зотова (одновременно): Хорошо. Пошли, навестим. (шум шагов)

Надо сказать, что к Вите и Коле приехали не только мы. Накануне супруги Галина и Сергей получили направление на знакомство с мальчишками. Вечером, на родительском собрании, Галина поделилась впечатлениями.

Галина: Вчера мы наметили двух мальчиков… Витя и Коля. Хорошие мальчики, честно говорю вам. Особенно Витя. Он такой открытый. Коля тоже… только надо его раскрыть. Я думаю, если они в семью попадут, то особых проблем не будет. Витя уже такой, взрослый. Ну, он человек уже почти сформировавшийся. Но его, конечно, надо еще направлять. Колю надо раскрыть. Но вот они по возрасту нам все-таки… Слишком они взрослые. Но мы зато других подобрали. Видели, как мы метались? Видели! (смеется)

И. Зотова: Видели, видели. Так, и чем метания закончились?

Галина: Метания закончилось тем, что… Ну, Сережа, мой муж, он сразу Сережу определил… Да? Сережу 2002 года рождения, в четвертом классе который учится. И еще, Руслан 1999 года, он в шестом классе учится. Вот этих двух мальчиков мы возьмем.

И. Зотова: То есть как «возьмем»? Направление на этих детей вы хотите взять, да?

Галина: Да-да-да.

И. Зотова: Скажите, пожалуйста, Галина Иннокентьевна, вы с детьми успели пообщаться?

Галина: Да, успела пообщаться… с Сережей и с Русланом…

И. Зотова (одновременно): Вы успели пообщаться с детьми… Вы планируете кого-то из этих двоих детей выбрать, или…

Галина: Двоих взять.

И. Зотова: Взять двоих?

Галина: Да-да-да-да. Сережу и Руслана.

Г. Красницкая: Они не родственники?

Галина: Нет.

У Галины и Сергея из Улан-Удэ уже есть опыт приема в семью сразу двух детей-неродственников. В 2006 году у них появились 6-летние дочка и сын. Правда, мальчика через 3 года забрал его родной отец (мы рассказывали эту историю в одном из прошлых выпусков), но семьи продолжают периодически общаться.

И. Зотова: А что говорят очевидцы? Сопровождение! Пожалуйста, расскажите…

Л. Афанасьева, педагог-психолог детского дома: Ну… мы поехали к мальчикам, которым 15 и 13 лет, да? Вите уже в октябре 16 лет, мальчик такой… уже сформировавшийся, да? Он на контакт шел легко. А вот Коля… Он засел за компьютер… С Колей у нас маленечко проблема была. Мы его просили выйти к нам, а он не пришел. А старший-то общается, а младшему же интересно, что там? Он уйдет, смотрю: снова идет. Потом опять… Он раза три уходил, и все-таки возвращался. Ну и все равно, мы ребенка вывели на контакт. Мы с ним пообщались. Потом решили с кандидатами, что дети все-таки взрослые. Они для них, ну… тяжеловато им будет. И тут все время крутился Сережа. Вот постоянно! Он такой мальчик, стеснительный… Он возле компьютера стоял, мы с ним пообщались. Потом мы на диване сидим, разговариваем – он тоже перешел в комнату. И что-то ищет в шифоньере… То есть, он все поближе, и поближе, и поближе подходит… Дальше я заметила – Руслан так вот вокруг и около все ходит в коридорчике, и все наблюдает. Потом, когда мы попрощались с теми ребятишками, поблагодарили за общение, я выхожу… Галина Иннокентьевна общается с Русланом! Руслан такой… стеснительный мальчик. И его спросили: «Ты хочешь в семью?» Он говорит: «Да, я хочу». Все-таки ребенок в ожидании, что его возьмут. Дети-то идут на контакт. Ну, такие, общительные ребятишки.

Галина: Можно мне сказать?

Л. Афанасьева: Можно.

Галина: Я опоздала на автобус там… и пошла Руслана вызвала, Сережу вызвала. И мы поговорили, втроем мы поговорили.

Г. Красницкая:  Руслан,  Сережа и вы, да?

Галина: Да. Они согласились, и Руслан говорит: «Мало того, что я спортом… я еще гирями занимаюсь. А там, где вы живете, спорт-то есть?» (смех) Я говорю: «Конечно, есть». Вот у нас такое общение было.

И. Зотова: Так. Значит, ваши дальнейшие действия тогда? Вы уже оформили документы? На этих детей, которых смотрели?

Галина: Нет.

И. Зотова: Значит, тогда вы завершаете одну историю, и берете направление на других детей, да?

Галина: Да. Да. На Сережу и на Руслана.

И. Зотова: Так. И дальше?

Галина: Ну, все, и их будем брать в семью. (аплодисменты)

Самостоятельная мама Антонина – тоже из Улан-Удэ, и тоже имеет опыт воспитания приемных детей. Несколько лет назад у нее появился сын Максим (сейчас он уже учится в 7 классе). А в этом году Антонина с сыном решили, что детей в их семье маловато: Максим мечтал о братике, а его мама – о дочке. И вот летом у Антонины появился трехлетний сынишка Димка, а недавно…

Антонина: Я сегодня познакомилась с девочкой, Галиной. Девочке пять, будет шесть лет . Девочка такая общительная, на контакт пошла сразу. Сказала: «Вы мне мороженое еще привезете?  Еще игрушку, куклу». Ну мы с ней познакомились, поговорили. Она рассказала о себе. Что у нее есть старшая сестра, что она по ней скучает. Мы остановились на том, что она поедет ко мне в гости на выходные дни – поближе пообщаться. Она посмотрит, мы приглядимся, и там уже будем решать…

И. Зотова: Ага. Девочка какого года?

Антонина: Седьмого.

И. Зотова: Седьмого… А отпускают  седьмого года на гостевой?

Л. Эрдыниева, директор Республиканского центра по работе с семьей и детьми:  Елена Владимировна  разрешила…

Антонина (одновременно): Разрешила, она мне сама предложила.

И. Зотова: Все понятно. Какие ваши дальнейшие действия?

Антонина: Пока беру в гости.

И. Зотова (одновременно): Понятно. Значит, оформление гостевого режима, да?

Антонина: На выходные.

И. Зотова: На выходные, да? Все, спасибо вам большое. (обращается к залу) Служба сопровождения есть?

Л. Афанасьева: Ну, эту девочку я очень хорошо знаю, потому что это  воспитанница нашего детского дома. Воспитатели о ней очень  хорошего мнения, девочка спокойная. Видно, что девочка домашняя, и самое главное – она общительная, открытая. Ну будем с Антониной Михайловной работать.

И. Зотова: Антонина Михайловна, что вы скажете? Нужна ли вам служба поддержки и сопровождения?

Антонина: Очень, очень. Очень нужна. Потому что можно проконсультироваться. Где-то посоветоваться. Где-то свои проблемы обсудить, с одной и с другой стороны. Могут специалисты подсказать. Это очень даже необходимо.

И. Зотова: Спасибо. Я не случайно задаю этот вопрос, поскольку думаю, что нашей принимающей стороне очень важно это слышать, и, возможно, это как-то повлияет на дальнейший процесс устройства детей.

Л. Эрдыниева (одновременно): Да, согласна. Просто ловите момент: здесь еще есть эксперты, профессионалы, которые приехали в рамках федерального «поезда»…

Антонина: Подходим, спрашиваем, задаем вопросы.

И. Зотова: Все понятно. Спасибо большое, Антонина Михайловна. Значит, завтрашний день вы как проводите, где вы завтра?

Антонина: Я еду на праздник…

И. Зотова: Да.

Антонина: Смотрю свою девочку

И. Зотова: Общаетесь с девочкой…

Антонина (одновременно): Еще общаемся. С девочкой.

И. Зотова: Налаживаете контакт…

(фоном слышны звуки детского праздника, играет музыка)

Давайте и мы заглянем в детский дом на праздник…

Актриса (в костюме Маши из мультфильма): Ребята, вы меня узнали?

Дети (вразнобой): Да!

Актриса: А кто я?

Дети (громко, радостно): Маша!!!

Актриса: Молодцы! А с кем обычно приходит Маша?

Дети (радостно): С медведем!

И снова – на родительское собрание!

И. Зотова: Антонина Михайловна, вы были на празднике?

Антонина: Была на празднике. Порадовалась вместе с детьми. Очень интересно. Детей столько много. (со слезами на глазах) Казалось бы, всех бы взял и обнял… Мы общались с девочкой. Я ее беру домой на выходные дни…

И. Зотова: Уже оформили гостевой?

Антонина: Ну, документы, да, подали… Будем общаться, знакомиться, сближаться  и определяться.

И. Зотова: Когда вы планируете ребенка забрать? На гостевой уже?

Антонина: В выходные.

И. Зотова: В эти выходные, в пятницу?

Антонина: Угу. (аплодисменты)

И. Зотова: Сопровождение, пожалуйста, что вы можете сказать?

Л. Афанасьева: Ну, общение с ребенком было на положительном, на позитивном настрое. Девочка сразу, когда увидела кандидата на празднике, обрадовалась, что снова пришли к ней. Хорошо себя на празднике вела, активненько, ну и потом  они общались, то есть, все идет в нужном направлении.

И. Зотова: Девочку зовут Галина?

Л. Афанасьева: Галина, да.

И. Зотова: Контакт установлен?

Л. Афанасьева: Установлен, да, процесс идет.

И. Зотова: Прекрасно!

Антонина нашла свою дочку, можно сказать, по месту жительства – в Улан-Удэ. А несколько других семей отправились искать детей в довольно отдаленный район Бурятии. В автобусе мы разговорились с супругами Должит и Евгением.

Корр.: Вас как зовут?

Евгений: Евгений, Женя.

Корр.: Ага. Очень приятно. И куда вы едете, к кому?

Евгений: Мы едем знакомиться… (смеются) знакомиться…  с моей будущей дочкой.

Корр.: Так. Какая дочка там вас ждет?

Должит: Ириша ждет нас.

Корр.: Сколько лет?

Должит: Четыре с половиной годика ей.

Корр.: А вы ее вчера в региональной базе присмотрели, да?

Должит  (одновременно, тихо): Да-да-да.

Корр.: И как? Чем понравилась?

Должит: Такая пухляшка, с карими глазами, с темными волосами.

Корр.: Как раз, как вы хотели.

По дороге Должит и Евгений рассказали нам, что приемные дети у них уже есть – третьеклассники Владик и Вика. А в семье они появились, когда им было по 2 года, так что опыт приемного родительства у супругов уже большой. В детском доме мы на некоторое время потеряли Должит и Евгения из виду, но вскоре встретились в коридоре.

Корр.: Вы уже пообщались?

Должит: Да. Мы там посидели. Мы пообщались. Теперь гуляем. Она сказала: «Вообще, поехали домой!»

Корр.: Да?

Должит: Да.

Корр.: Она вам сказала?

Должит: Да. Где, говорит, папа?

Корр.: Молодец… А тебя как зовут-то, красавица?

Должит (шепотом): Скажи тете, как тебя зовут.

Ира: Ира!

Корр.: Ира тебя зовут?

Должит: Ой, а это кто у нас?

Ира (смущенно смеется): Папа!

Корр.: Папа. Хе-хе. Папу сразу узнала! (смеется)

Должит: Беги к папе! (смеется)

Корр.: Только не упади!

Должит: Ага… (Евгений сажает Иришку на плечи)

Корр.: Ой, как хорошо на папе-то ездить. О-о, красота. (смеются) Да, Ир? На папе хорошо?

Ира: Да!

Корр.: Да. Папа, как дочка-то вам?

Евгений (нежно): О-о… Понравилась.

(фоном слышны звуки родительского собрания)

Вечером, на родительском собрании, супруги высказались еще более определенно…

Должит: Встреча состоялась. Контакт мы наладили…

И. Зотова (одновременно): Девочка понравилась?

Должит: Да.

И. Зотова: Документы вам все показали?

Должит: Показали.

И. Зотова:  Медицину вы всю видели?

Должит: Видели.

И. Зотова: Вопросы все, которые у вас были, все смогли задать?

Должит: С директором поговорили.

И. Зотова: С директором поговорили…

Должит: Ну, мы определились, документы уже мы сдали…

И. Зотова: То есть, у вас сомнений нет?

Должит: Сомнений нет.

И. Зотова: Девочка, вы считаете, ваша…

Должит: Наша.

И Зотова: И согласие будете подписывать?

Должит: Будем. (гул голосов: «Подписали уже!»)

И. Зотова: Подписали?

Должит: Подписали. Все. (сквозь аплодисменты) Завтра мы уже едем за девочкой. В десять часов мы уже должны быть там.

И. Зотова (одновременно): Служба сопровождения, какие у вас впечатления и замечания? Может быть, что-то…

О. Енина: Замечаний нет никаких, можно сказать. Девочка действительно пошла на контакт достаточно быстро. До такой степени быстро, что… когда Евгений Гомбоевич отвернулся и пошел в другую комнату, она говорит: «Папа, куда пошел?» (смех в зале) Хотя, намеренно никто не говорил:  «папа», «мама». Вот сразу они нашли друг друга! На завтра мы уже договорились с органами опеки… Значит, мама с папой едут туда. Я здесь на телефоне, звоню, разговариваю с воспитателем, наставником, с психологом… О привычках и обо всем остальном, чтобы адаптацию ребенка контролировать  уже на месте. Сопровождать семью у нас есть возможность, хотя они живут от нас в другом поселке. Но, тем не менее, у нас есть возможность выезжать. И по телефону есть связь, тут проблем нет никаких.

И. Зотова: То есть, завтра запускается процесс оформления ребенка в семью? Да?

О. Енина: Да.

На следующее утро Должит и Евгений, как и собирались, отправились к Иришке. Но на вечернем собрании мы их не увидели…

И. Зотова: Должит и Евгений! Служба сопровождения представляет сегодня эту семью. Пожалуйста!

О. Енина: Я думаю, что у них уважительная причина не присутствовать сегодня, потому что они уже забрали дочку свою… (аплодисменты)

И. Зотова (одновременно): Так. Рассказывайте!

Голос из зала (одновременно): Ура! (аплодисменты)

О. Енина: Утром сегодня подписали документы, пока на временную опеку… там не хватало одной справочки, вот… Думаю, третьего ноября уже все будет… И сейчас они в полной мере знакомятся с бабушкой, с дедушкой, с братьями и племянниками…

Голос из зала (одновременно): Многочисленными!

О. Енина: В общем, я на телефоне сегодня целый день. Звонила буквально недавно: «Как ваши дела?» Там крик, гам, шум… Говорят, что мамой и папой называет. То есть папу она вчера назвала, сразу сказала: «Куда папа пошел?» А сегодня уже «мама-папа». И завтра, может быть, вечером, мы вместе поедем домой. Нам в одну сторону.

И. Зотова (одновременно): Уже не бросите. Сердце уже болит.

О. Енина: Конечно. Безусловно! (общий смех)

И. Зотова: Спасибо вам большое!

Утром с первым маленьким пассажиром «Поезда надежды-Бурятия» познакомились и все остальные участники рейса. Произошло это на торжественном собрании, где другим семьям вручили постановления об опеке.

И. Зотова: Ну, что, друзья… поскольку «Поезд надежды» считают крестными родителями малышей, а у крестных есть свои обязанности. И одна из этих обязанностей – это первая одежка, которую дарят ребенку. Так вот мы приготовили эту одежку. У нас есть такая специальная первая одежка, которую мы надеваем на наших малышей. И сегодня у нас есть возможность передать в семьи эти наши маленькие подарки. Мы начнем с нашей маленькой теперь уже крестницы, которая пришла сегодня сюда. У нас первый ребятенок уже здесь. Иришка, иди сюда. Иди, будем одеваться!

(шум, все зовут ребенка, смех)

И. Зотова: Давай-давай-давай-давай-давай.

Т. Быкова: Оп, сюда.

И. Зотова (ставит Иришку на стол): Давай. Встали? Одеваемся?

Т. Быкова: Одеваемся.

И. Зотова: Одежку в студию. (шум, много голосов, одевают и фотографируют ребенка) Вот такими солнечными человечками становятся дети, когда они уходят из учреждений и становятся мамиными и папиными. Смотри, прям, рыженькое солнышко.

Г. Москвичев: Ура! (аплодисменты)

И. Зотова: Вот такие солнечные человечки, я надеюсь, очень скоро будут во всех тринадцати семьях. Просто в некоторых семьях роды чуть-чуть затянулись. Но обязательно будут. И обязательно вот такие чудеса случатся в каждой семье. Беги к маме! (снимает Иришку со стола) О-ой!

(аплодисменты)

Т. Быкова: На такие счастливые события ладошек не жалко. Я хочу сказать, что это первый региональный поезд, «Поезд надежды» у нас в Бурятии, и дай бог ему счастливой дороги. И просто, в присутствии всех наших коллег  еще хотелось бы поблагодарить Инну Юрьевну, руководителя социального проекта «Детский вопрос», поскольку благодаря усилиям команды «Радио России» и тем, кто задействован в этом проекте, участникам этого проекта… ребенок приобрел семью, он будет жить в семье, видеть счастье, заботу и ласку. (аплодисменты) Слово предоставляется Георгию Валентиновичу, первому заместителю директора государственной радиокомпании «Радио России», продюсеру социального проекта «Детский вопрос».

Г. Москвичев: Спасибо огромное, Татьяна Александровна. Огромное спасибо принимающей стороне, всем сотрудникам министерств, ведомств. Заканчивается, на мой взгляд, один из самых удачных «Поездов надежды». Они все у нас разные, все трудные, все с проблемами, и этот, на самом деле, не исключение, но… он удачный, он счастливый. Мы вначале немножко вздрогнули от числа «тринадцать», но… вдруг оказалось, что тринадцать семей и, смотрите: тринадцать детей. Действительно, все так очень счастливо совпало и счастливо сложилось. И даже вчера… мы пришли в «Аэрофлот», и первое, что мы услышали – что весь завтрашний рейс заполнен. Вот нет мест, вообще ни одного места нет на завтра… такое стечение обстоятельств. И все как-то вот нашлось, вплоть до того, что даже экипаж сказал: «Да мы сядем на откидные стульчики»… (смех в зале) Нет, пилоты будут на месте! И все решилось. Я думаю, что мы много будем говорить о Бурятии именно как о регионе, в котором прошел действительно первый, по-настоящему региональный «Поезд надежды». И, на мой взгляд, главный результат – то, что мы услышали от коллег в Бурятии, которые выступали вечером: что это работает, что это действенно, что это действительно помогает семьям, а самое главное – помогает детям попасть в семью. Вот, наверно, самый главный результат.

И. Зотова: Результат уже озвучен, но сейчас немножко подробнее. Итак, у нас участвовали в региональном «Поезде надежды» тринадцать семей. Это восемь семей региональных и пять семей федеральных. Федеральные семьи сопровождала наша служба сопровождения, «Поезда надежды». Региональные семьи сопровождали местные школы приемных родителей, которые эти семьи закончили, или представители органов опек. Итак, восемь региональных семей из разных районов Бурятии нашли девять своих детей: (аплодисменты) одна семья у нас беременна. В ожидании. Будем надеяться, что тоже скоро разродятся. У федеральных семей тоже все очень удачно. Мы вывозим четверых детей, теперь, сибиряки будут жить в Нижнем Новгороде, Сургуте и Воронеже! Так что теперь вы уже просто земляки, вас породнили дети и это замечательно! (аплодисменты)

 

 

ЭПИЛОГ

Для трех федеральных семей, о которых говорила Инна Зотова, следующий день начался в приятных хлопотах…

Ольга: Доброе утро!

Корр.: Здравствуйте!

(слышно, как хнычет ребенок)

Корр.: Проснулись?

Ольга: Вы ее пока не одевайте, чтобы она не запарилась. А вот это, это что? На память игрушку положили? (смех, вдалеке что-то говорит Михаил, Ольга достает туфельки) Вчера обувь ей купили. А у нее вот тут нога толстая. Мы  застегнули – ей прям туго. Я говорю: «Миш, не пойдет, надо менять».

Корр.: Поменяли?

Ольга: Ну да, другую модель взяли. В магазине говорят: «Что ж вы так ребенка раскормили?» (корреспондент смеется) Мы, конечно, не стали ничего говорить. Ну, вот такая она у нас! Вчера говорю: главное – ее не перекармливать. Потому что девочка вырастет, будет толстенькая.

Корр.: Будет страдать.

Ольга: Будут дразнить, будет страдать. Мишка такой: «А я ее буду втихаря». Я говорю: «Миш, ну зачем ты это будешь делать? Ты же знаешь, что будешь ребенку вредить?» А он такой: «А мне ее жалко. Знаешь, как тяжело устоять перед булочками?» Я говорю: «Ты же сам булочки любишь. Давай мы будем разумно подходить к этому». (Все смеются).

Ольга и Михаил приехали в Бурятию из Воронежа. Еще совсем недавно они были бездетной парой, но здесь, в Улан-Удэ, супруги нашли свою дочку – годовалую Альбинку.

Корр.: Ну она вас узнает?

Михаил: Узнает. Она вчера упала, и уже сразу– «Ма»!

Ольга:  Да, она уже начала… вообще.

Ольга (подхватывает): Звукоподражание какое-то…

Михаил: Она начинает уже расслабляться.

Воспитатель: Вам Альбину принести?

Ольга: Несите! (Воспитательница приносит Алю)

Корр.: Ой, кто пришел…

Михаил: Ага. Здравствуй, Алька! Ты такая хорошая. Что ты затаилась?

Корр.: К маме прижалась.

Михаил (нежно): Алечка! Что такое?

Ольга: Давай постучим-ка. Вспомним, как ты вчера шумела, боевая была.

Михаил: Маленькая. Здравствуй, здравствуй, здравствуй. Маленькая, ну что ты, последний день побыла здесь…

Ольга: Переночевала ночку…

Корр.: Домой надо уже. Все, хватит тут жить, да? Аль? (слышен возглас Али – она как будто отвечает, Михаил смеется)

Михаил: Давай походим, а то ты поела…

Ольга: Иди.

Михаил: Давай-давай, не ленись, сама ходи… (Аля радостно восклицает, михаил достает коробку из-под обуви) Ну-ка посмотрим, что там, давай-ка поинтересуемся… Да. Ну-ка, подходи ближе. Вот так становись. Что там? Шелестящее… (слышен шелест) Сколько всего, да? Ух! Шелестит бумага, да? (корреспондент смеется)

Ольга (зовет дочку): Аля! (цокает языком)

Корр.: Мама здесь.

Ольга: Иди ко мне. (тетешкает Алю) Моя, мамина кукла, мамина кукла… Мамина кукла. Иди, пойдешь?

Корр.: Она так изменилась за три дня. Пришли когда – такой настороженный взгляд… А сейчас-то – удивительно! Уже случилось это обыкновенное чудо.

Ольга (одновременно, тетешкая Алю): Коза-коза-коза-коза-коза! (Аля громко радуется) Ага!!! Дочь с берегов Байкала!..

Михаил: Будет сибирячечка. Забайкальская, ишь.

Корр.: Ну какая она будет забайкальская? Она будет воронежская.

Михаил: Ну, теперь воронежская, да.

Ольга: Будем, скажи, на улицу одеваться, собираться… Где наши ручки, да…

Михаил (достает из сумки теплую детскую одежду): Шапка будет у тебя теплая, помпончик.

Пока счастливые родители одевают свою маленькую красавицу, давайте заглянем в соседнюю группу – туда как раз зашли Надежда и Денис из Нижнего Новгорода. Они немного задержались, потому что им надо было получить и проверить документы не одного, а двух малышей: у 3-летней дочки супругов теперь появились два братика. Сначала Надежда и Денис зашли за своим младшим сынишкой – 8-месячным Мишей.

Корр.: Здравствуйте.

Воспитатель 1: Что, одевать уже, да? Потихонечку. (слышен детский плач) Все, он уже хочет туда. В Нижний Новгород. Плачет. (детский плач продолжается, воспитательница идет одевать Мишу) Это к тебе, Миша. Ты же знаешь, да? Миша, сейчас оденемся. Красиво!

Воспитатель 2: Оть! Тю-тю-тю-тю-тю.

Денис: Держи-держи!

Надежда (надевая на Мишу комбинезон): Сейчас пойдем гулять! Давай ноги. Где нога у нас тут застряла?..

Денис: Давай, падай.

Надежда: Попой вниз! Шустрый. Опа! Оть!

Корр.: Нырнул! (все смеются)

Денис: Удивленный такой!

Воспитатель 1: Все ему как раз. Как девочка. (смеется) На девочку похож.

Денис (с улыбкой): Похож. (воспитательница смеется)

(шаги по коридору)

Из-за разницы в возрасте братишки в доме ребенка жили в разных группах. Одев Мишу, супруги поспешили к 2-летнему Кириллу.

Корр.: Привет, Кирилка!

Надежда: Кирилл!..

(Шум, детские голоса.)

Надежда: Повернулся сразу. Иди сюда.

Воспитатель: Иди к маме.

Надежда: Иди сюда.

Денис: Носочки. Ну, нормально.

Корр.: Ой, какой ты красивый, Кирюшка! Какой красивый!

Воспитатель: Давай попрощаемся.

Денис: Давай, вставай!

Главврач ДР: Давай, расти хорошим мальчиком. Ладно?

(шаги по коридору)

У выхода из дома ребенка Надежда и Денис встретились с Ольгой и Михаилом.

Ольга: Вот они, мальчишки.

Воспитатель: Все, Альбина, все, на самолете лететь готова. Взгляд такой – вперед, горящий.

(все одеваются, переговариваются)

Михаил: Что ты шустрая такая?

Воспитатель: Ну, счастливо, растите, выходим, выходим… (все выходят на улицу)

Голос: А где Данилка-то?

Самостоятельная мама из Сургута – Ирина – уже не в первый раз стала пассажиром «Поезда надежды»: четыре с половиной года назад она привезла из Новосибирска своего (теперь уже старшего) сына. И, как опытная мама, успела первой одеть младшенького – 2-летнего Данилку. Поджидая остальных, они гуляли во дворе.

Ирина: Дань! Даня!

Корр.: Ну как? Не замерзли?

Ирина: Нет, не холодно. (Дане) Будешь на качалке кататься? (Даня соглашается) Давай, иди, покатайся! Садись на нее, Данек, садись! Молодец! Ну, какой умница! (Даня что-то говорит) Катайся!

(раздается кошачье мяуканье)

Даня: О! О!

Ирина (одновременно): Дань, это что? Что это?

Даня: Коть!

Ирина: Кошка, да. Не трогай ее, Дань! Дома у тебя кошка будет. Большая черная кошка. Опа!

Даня: Упаль!

Ирина: Упал. (корреспонденту) Он даже не плачет. Просто: упали, встали, пошли.

Даня: Мама!

Ирина: Мама? Мама тут! Ко мне пойдешь, Дань? К маме пойдешь?

Даня: Мама…

Ирина: Пойдешь на ручки? Нет, туда хочешь? Туда? Ну, открывай! (Даня что-то говорит)

Даня: Окить…

Ирина: Открыть тебе? Пузыри открыть?

Даня: Ить.

Ирина: Подуть Дане?

Даня: Подуть.

Ирина: Подуть? Ну, давай, мама подует. Смотри! Оп! (выдувает пузыри)

Даня: (что-то неразборчиво говорит)

Ирина: Ага! На вот! Смотри. Дуй. Дуй! Дуй! (Даня что-то говорит) Скажи: «Мы уже гуляем!» (в сторону) Там собираются уже, да?

Да, и новоиспеченные родители с детьми, и провожающие их сотрудники дома ребенка уже собрались на крыльце.

Голос: Фотографируемся!

Корр.: Выписка из роддома!

Голоса: Выписка из роддома. Счастливое событие.

(слышны звуки фотоаппарата)

Сотрудники ДР: Удачи вам!

Корр.: Спасибо вам!

Сотрудники ДР: Вам спасибо большое. Вы нам, пожалуйста, только, хоть иногда пишите… Пожалуйста…

Корр.: А мы еще передачу будем делать. Через месяц или два будем всех обзванивать, спрашивать, как дела. До свидания!

 (звучит песня)

 

 

Благодарим наших соратников, которые помогли организовать эту поездку:  

 - компанию «Аэрофлот»;
 - компанию «Аэроэкспресс»

и друзей: 

 - специалиста по семейному устройству детей Галину Красницкую;
 - психолога Татьяну Павлову;
 - врача-педиатра Ольгу Серкову;
 - приемную маму  Элину Борисову;
 - фотокорреспондента РИА Новости Владимира Песню.

  Особая благодарность - за профессиональную работу, чуткость и радушный прием: 

  • министру социальной защиты населения Республики Бурятия Быковой Т.А.;
  • заместителю руководителя Республиканского агентства по делам семьи и детей Беняшу А.С.;
  • директору Республиканского центра по работе с семьей и детьми Эрдыниевой Л.М.;
  • заместителю директора Республиканского центра по работе с семьей и детьми Болотовой Н.В.;
  • региональному оператору банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, Республики Бурятия Трусовой А.А.;
  • главному врачу дома ребенка «Аистенок» Косыгиной Г.В.;
  • заместителю главного врача дома ребенка «Аистенок» Шагдуровой Н.К.;
  • директору детского дома «Малышок» Анфимовой Е.В.;
  • директору Каменского детского дома Суворовой А. И.;
  • сотрудникам органов опеки Октябрьского района города Улан-Удэ, сотрудникам дома ребенка «Аистенок», детского дома «Малышок», Каменского детского дома.

Спасибо семьям, которые доверили нам самое главное событие в своей жизни!

Продолжение следует…