(Фоном – Рождественская мелодия. Колокольчики).

Вот и наступил 2019 год. Самый первый праздник января – праздник добрый и красивый – Рождество. В этот светлый день хочется зажечь дома свечи, собраться всей семьей у елки за праздничным столом… И там, в кругу родных и близких, послушать рождественскую историю: необычную, чудесную. И обязательно со счастливым концом. Это ведь в традициях рождественских рассказов – непременно иметь солнечный и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует.

Ну, а если уж так заведено, то и мы накануне Рождества расскажем вам историю. Она о жизни как реальных людей, так и вымышленных, персонажей современного кинофильма, которые ничем-то особенным и не отличаются от живущих в действительности сверстников. Сегодняшние наши герои – выпускники детских домов. У них непростые судьбы, не раз они оказывались в тяжелых ситуациях, но в жизни им помогало чудо. То, без чего трудно жить человеку на свете.

ИСТОРИЯ  С  ПРОДОЛЖЕНИЕМ

НА  ПОРОГЕ  ВЗРОСЛОЙ  ЖИЗНИ

Пролог

(Звучит припев из песни «Свет рождественской звезды»).

(Слова: Ирина Филимонова, Музыка: Анна Петряшева)

В каждый дом на Рождество постучится волшебство,

Колокольным перезвоном возвещая торжество.

В эту ночь увидишь ты свет рождественской звезды,

Веры свет и свет надежды, свет любви и доброты!

У выпускницы подмосковного детского дома Марии Реввы типичная для многих детдомовцев судьба. Безрадостное детство в казенных стенах, мрачные воспоминания о перенесенных обидах и разочарованиях в жизни.

Фото из личного архива Марии Реввы

Маша: Меня мама с папой бросили. Маме я не нужна была, она курила-пила, а папа отказался, потому что он не поверил, что я его родная дочь. 

Корр.: Маш, а скажи, сколько ты жила в детском доме?

Маша: Десять лет.

Корр.: Были ли у тебя мечты там?

Маша: Я, конечно, мечтала найти своих родных сестер, еще также маму встретить когда-нибудь…

Корр.: С какими чувствами ты покидала детский дом? Это была радость, грусть, огорчение – что?

Маша: Ну, больше было, конечно, радость, потому что мне не совсем нравилось находиться в таком детском доме, когда пичкают то таблетками, то еще чем-то. Иногда, бывало, пугали. Хотелось, короче, выйти. Потому что и сами взрослые какие-то люди были… и нас, можно сказать, немного травмировали.

Корр.: Плохо обращались, получается?

Маша: Ну, по-разному. Кто-то хорошо, кто-то плохо. И как-то всё равно вот это всё видеть нехорошо. Много очень разборок тоже было, мне не хотелось вот этого негатива много видеть.

По ответам Маши стало ясно, что девушка особо не хочет вспоминать подробности жизни в детском доме. Да оно и понятно. Согласитесь, не каждый человек может спокойно перебирать в памяти те трудности и несчастья, которые незаслуженно обрушились на его голову в детстве. Маше сегодня намного интереснее говорить о настоящем, о своих интересах и увлечениях. В общем, о том, что волнует девушку сейчас.

Фото из личного архива Марии Реввы

Корр.: Вот многие юноши, девушки любят смотреть кинофильмы. Как ты к этому относишься?

Маша: Ну, смотря какие фильмы, потому что есть фильмы – есть над чем задуматься, а есть фильмы, которые… вообще лучше отвернуться и выключить. Я вообще связанное с любовью, верой, надеждой смотрю, вот что жизни касается. С материнской любви, там… Вот это всё жизненное. Чтобы не делать глупые ошибки в дальнейшем.

Корр.: Маш, а скажи, пожалуйста, тебе интересно было бы посмотреть фильм, рассказывающий о судьбе выпускницы детского дома?

Маша: Да, очень было бы интересно.

Корр.: А вот как ты думаешь, какой была бы показана ее жизнь?

Маша: Мне кажется, сложной. Вот если сравнить со мной, я не знаю…

Стоп. Здесь пока остановимся. Как ты, Маша, сказала? «Вот если сравнить со мной…» Ну а почему бы и нет? Давай попробуем это сделать. Наверное, было бы интересно сопоставить судьбы двух выпускниц детского дома – реального человека и вымышленного персонажа, – чтобы понять, как же можно найти свое счастье в окружающей тебя суровой действительности.

Часть 1. ВЕРА

В конце 2018 года на киноэкраны страны вышел фильм Дмитрия Месхиева «Два билета домой». Героиня картины Люба Васнецова – современная воспитанница детского дома. Она задириста и своенравна: мальчишеская стрижка, грубоватая лексика, упрямый взгляд… Девушка искренне верит в свое счастливое будущее. Ведь у нее всё есть для этого: взаимная, как ей кажется, любовь, собственная квартира по спецпрограмме и сладкая мечта уехать в большой город, чтобы стать стюардессой. Но тут случается непредвиденное. На выпускном вечере Люба, считавшая себя круглой сиротой, вдруг узнает страшную тайну своей семьи.

Кадр из фильма «Два билета домой»

(Звучит отрывок из кинофильма).

Директор: Чего тебе, Васнецова? Слушаю.

Люба: Личное мое дело давай.

Директор: Это что за тон такой? Ну-ка выйди.

Люба: Сама вон пошла! Ты сколько лет мне парила мозг, благотворительша? Где мой отец? Пьяный на пожаре погиб? Дело мое давай.

Директор: Ты что, сдурела? Я сейчас инспектору позвоню.

Люба: Кому хочешь звони. Скажи: «Спасите, Васнецова правду знать хочет. Мы так старались, брехали ей всю жизнь, а она теперь правды захотела».

Директор: Люба, успокойся… (Вздыхает). Дурочка ты маленькая. (Судорожно всхлипывает). Брехала я ей! Нашла злую тетку, молодец. Конечно, я же у вас Ада, мать гада, двадцать лет саки-то за вами подтирать, чего еще дождаться можно. Ой, я вас берегла, как могла, и воспитателям всем велела. Вы и так жизнью раненные, так что мне вас – добить, что ли? Ну, вот как ты думаешь, я должна была Ирке Соколовой сказать, что мать у нее проститутка, а отец – вообще неизвестно кто, и что бабка с дедом о ней и слышать-то не хотели… Не сгорел твой отец. Просто когда тебе три года было, твой отец Васнецов Николай Николаевич, который в городе Лухнов в тюрьме сидит, мать твою убил. И отправился за это на зону срок отбывать за убийство. А бабушка твоя, которую ты и не помнишь, Христом Богом меня молила, чтобы ты не знала ничего, чтоб ты одно помнила, что отец твой сгорел… Ну что, узнала? Довольна? Полегчало тебе?

Современных фильмов о судьбах воспитанников детских домов, к сожалению, немного. Тем интереснее было послушать мнение автора этой мелодрамы, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, известного кинорежиссера Дмитрия Дмитриевича Месхиева.

Дмитрий Месхиев

Д. Месхиев: Вы знаете, я старался делать фильм, который может быть интересен и взрослому поколению, потому что это кино и про родителей. И, в первую очередь, про пап. Но главная героиня – это девочка. Молоденькая девочка, закончившая школу-интернат, вышедшая из детдома, ей 17-18 лет. Потому что вообще я снимал кино про молодежь. И для молодежи, честно говоря. Хотя это фильм про отцов и детей.

Корр.: Скажите, пожалуйста, тема детского дома в вашем творчестве первая, да?

Д. Месхиев: Для меня детский дом – это составная часть просто сюжета. Я не пытался делать в фильме какие-то социальные аспекты, не пытался вскрывать какие-нибудь там нарывы или показывать, как плохо в детских домах. Я говорю абсолютно искренне. Хотя, конечно, я старался как-то показать более-менее быт их таким, какой он есть: я снимал на самом деле в палатах, где живут в детском доме, и во дворе детского дома – это всё натуральные объекты были. Ну вот только это!

Корр.: Вы сказали, что ребята из детских домов снимались у вас…

Д. Месхиев: Они играли, собственно, одноклассников нашей главной героини. И хорошо снимались, и, честно говоря, их там большинство. Мы специально выбирали и старались выбирать ребят, которые, в основном, конечно, воспитанники детских домов.

Корр.: В одном из интервью вы сказали, что для вас было очень важно снять этот фильм. Почему?

Д. Месхиев: Потому что для меня было очень важно сделать фильм про прощение. Фильм про поиски близкого. Потому что я для себя, во всяком случае, обозначил, что это кино о необычайном стремлении и желании иметь близкого человека. Это такое кино-антиодиночество.

Желание иметь рядом близкого человека характерно для любой личности. Вот только как не ошибиться, как не перепутать черное с белым, а блестящую стекляшку не принять за бриллиант? Вот и Люба влюбляется в красивого негодяя, которому нужна не она, а ее квартира. А верного друга, влюбленного в нее одноклассника Сергея – отталкивает.

(Звучит отрывок из кинофильма).

Сергей Шилов: Ну ты даешь, Любань.

Люба: А что? Тебя ж никто не толкал за мной, Шило!

Сергей Шилов: Да понял я, не надо.

Люба: Ни фига ты не понял. Что, собрался за мной бесплатным хвостом всю жизнь таскаться? Отстань от меня!

Получается, по сюжету фильма выпускница детского дома Васнецова совсем не разбирается в людях. Это серьезно осложняет ей жизнь, часто оставляя одну в борьбе с трудностями. Неужели и наша Маша похожа на героиню фильма?

Фото из личного архива Марии Реввы

Корр.: На твой взгляд, как лучше избежать одиночества?

Маша: Есть же друзья для этого.

Корр.: А друзья есть?

Маша: Друзья есть, конечно, и у меня еще подруга есть лучшая. Мы с ней были с четырех-трех лет, что ли, знакомы. Ну, нам было по три-четыре года. Мы с ней чуть не за руки держались. Потом нас разъединили, моя мечта была найти ее, эту подружку, ее зовут Наташа, она тоже из детского дома.

Корр.: Вы нашлись?

Маша: Да, мы нашлись. Она меня сама нашла.

Корр.: Ну, дружба продолжилась, я правильно понимаю?

Маша: Да, да, да… Продолжилась, у нас очень хорошо продолжилась дружба.

Корр.: Машенька, скажи, пожалуйста, чем ты любишь заниматься?

Маша: Я люблю ходить в танцевальный кружок, на спектакли. Потом я очень люблю заниматься вышиванием, бисером, потом поделки – там модульное оригами, разные (вот то, что связано с бумагой). Ну, естественно, очень люблю свою профессию – швея, швейное дело.

Корр.: А что ты шьешь?

Фото из личного архива Марии Реввы

Маша: Шью я разные юбки, платья. Когда я подрабатывала летом, я подшивала брюки, там, молнию вшивала. Вот так занималась… Я еще на курсы повара ходила. Платные. Ну, закончила. Меня еще спросили: «Зачем ты пошла на курсы повара, если ты учишься на швейном?» Я говорю: «Для себя пошла».

Корр.: Я смотрю, ты очень хозяйственная. Правильно. А вот скажи, в чём, по-твоему, сложность жизни современной, конкретно для тебя?

Маша: Если человек задумается, как жить дальше, ему тяжело не будет, никаких сложностей не будет. Готовить я умею, стирать умею, убираться умею – всё умею делать, с этим у меня нет проблем. Главное, – жить и задумываться, что пить-курить нельзя. Связываться с плохими людьми тоже нельзя.

Корр.: Хорошие слова.

Маша: Я правду говорю! Я сейчас уже поняла: когда что-то происходит, там, кто-то обидел, меня, да? Стараться на этого человека не обижаться, простить его и… нужно жить, идти дальше.

Корр. (одновременно): Понятно. Маш, а веришь ли ты в чудо?

Маша: Я в Бога верю.

Люба Васнецова не привыкла глубоко анализировать ситуацию и сразу же рубит с плеча, что приносит ей одни проблемы. А Мария – девушка вдумчивая, основательная, твердо знающая, что надо человеку и как себя вести в жизни.

Согласитесь, не все двадцатилетние девушки и юноши могут так зрело оценивать свою жизнь и строить планы на будущее. А Маша верит в себя, верит в друзей, верит в Бога. Вера – ее путеводная звезда.

Часть 2. НАДЕЖДА

А что же Люба Васнецова? По сюжету фильма выпускница детского дома живет эмоциями, импульсами, часто идущими вразрез с разумом. Вот ее бросает любимый человек, который понял, что Любиной квартирой поживиться ему не удастся. Значит, в порыве ярости надо свести с ним счеты. И вообще – мстить всем, мстить жестко и беспощадно. Директору интерната, любимому, родному отцу… Рассчитаться, можно сказать, за всё.

(Звучит отрывок из кинофильма).

Охранник: Здравия желаю, товарищ майор.

Майор: Здравия желаю… Какими судьбами?

Люба: Я приехала к человеку, мне увидеть его надо.

Майор: А к кому на свидание?

Люба: К Васнецову.

Майор: А кто он тебе?

Люба: Он… ну, знакомый, дальний родственник.

Майор: Угу, Васнецов понадобился… Только Васнецов Николай Николаевич, он здесь срок за убийство отбывает. Так?

Люба: Угу…

Майор: За убийство. И все 15 лет к нему на свидание никто не приезжал… А вы его встречаете, что ли?

Люба: В смысле?

Майор: Так, погоди… Через три дня освободится.

Люба: Правда?

Майор: Правда. Встречай.

Вот, кажется, всё есть у человека для нормальной жизни. Есть верные друзья. Есть красивая мечта – уехать в большой город и стать стюардессой. Есть, в конце концов, квартира, которую добилась для нее директор. Но для Любы это пустяки. Ради безумной идеи мести Люба готова забыть то хорошее, что у нее есть. Тем более что в руках оказывается пистолет времен войны, найденный копателями.

А что по поводу своего будущего думает наша реальная героиня – Маша Ревва?

Фото из личного архива Марии Реввы

Корр.: Маша, скажи, пожалуйста, тебе предоставили квартиру?

Маша: Да, квартиру предоставили мне, еще в школе когда я была, в 2015 году, летом. Это неожиданно. Некоторые очень ждут, им дают, уже когда они выходят, дают в техникуме, то есть в общежитии. Вот, а мне прямо в школе дали. Я, естественно, пока не жила там – года два или год, потому что ездить было далеко и неудобно от Орехова.

Корр.: А сейчас ты там живешь?

Маша: Да, сейчас я там живу, в Павловском Посаде. Мне в очень хорошем состоянии дали, с ремонтом очень хорошим, так что я очень довольна, и даже подарки мне вручили.

Корр.: Замечательно. А чем отличается жизнь в детском доме от самостоятельной жизни?

Маша: Там нам подсказывали, что делать, за нас стирали, убирали, а сейчас мы это делаем сами и добиваемся сами.

Корр.: Ну, это лучше для тебя?

Маша: Для меня, на самом деле, это лучше. Потому что всё-таки и будущая семья тоже будет. А у нас вообще даже не учили готовить, там были уроки, но не совсем учили. Не каждому рассказывали, как надо одеваться и готовить, как что у нас там. Делай одну эту операцию, другую (ну, например, режь помидоры, а ты режь огурцы), а я не понимала, кто, что и где, чего добавлять. А я хотела, чтобы нам каждому давали приготовить суп, там, или еще что-то, вот…

Одна выпускница по окончании детского дома уже твердо стоит на ногах, живет надеждами на лучшее, на будущую крепкую семью. И в сегодняшней жизни старается эти мечты побыстрее приблизить. А другая – из-за ненависти и разъедающей ее душу мести готова разрушить и свою жизнь, и жизнь других людей, своими руками ломает свое счастливое завтра. Но героиня фильма ведь ничего не знает об отце и их семейной трагедии. А вот исполнителю роли Васнецова, народному артисту РФ Сергею Гармашу есть что сказать о своем киноперсонаже.

Корр.: Сергей Леонидович, герой, которого вы играете, отсидел 15 лет за убийство. И в то же время, если посмотреть внимательно фильм, он производит на зрителей хорошее впечатление. Он – хороший человек?

Сергей Гармаш

С. Гармаш: Вы меня сейчас спрашиваете как артиста Гармаша или как зрителя?

Корр.: Как человека.

С. Гармаш: Да, я считаю, что он – хороший человек. А как артист, я по-другому считать не могу. Артист, по Станиславскому, – адвокат своей роли. Но если выйти из артиста и абстрагироваться, и сесть в зрительный зал… Я считаю, что он хороший человек, но он заложник обстоятельств. Он ведь нигде не оправдывается. И если попытаться чуть-чуть к реальности применить эту историю, он не защищался. Он просто-напросто… погибла его жена, мать его ребенка, он пошел, сел и отдал этот долг и всё. Понимаете, мы слово «я тебя убью» произносим на кухне, порой, знаете сколько? Как часто? Это же не значит, что мы готовы это сделать. Это первое. А, второе – он не убийца по природе. Он не того склада внутреннего человек.

Корр.: Ваш герой – хороший человек. Но в то же время он 15 лет никак не появлялся в жизни дочери – не писал, не звонил. Она даже не знала о нём. Почему?

С. Гармаш: Понимаете, если бы его посадить сейчас на мое место, он бы не знал, что ответить. Он, наверное, бы долго молчал, а потом, может быть, сказал, что не имел права. Понимаете, он – человек из небольшого города, он рабочий. Он не высокий какой-то, скажем так, интеллектуал. И зачастую человек может просто вот… по-моему (я все-таки пытался как-то поглубже в него забираться), он все эти годы думал, что то, что случилось, что его девочка растет в детском доме где-то (он ведь, наверное, знал, что единственная бабушка, которая была, умерла, и что девочка в детском доме, он, конечно, это понимал), он вот так посчитал, что после всего случившегося уже не имеет какого-то права на отцовство. Это была ошибка? Да, это была просто ошибка. Но это не потому, что он о ней не думал. Это не так.

Корр.: А что для вас самое главное в этом фильме?

С. Гармаш: Милосердие. Призыв к милосердию, напоминание о милосердии, желание милосердия. Мысль о том, что родная кровь – это далеко не пустой звук. Вот так.

Умудренный жизнью человек понимает ее законы и основную суть. Но согласится ли с ним та, кто только стоит на пороге взрослой жизни? Как поступит дочь, оставшись один на один со своим отцом в тамбуре поезда?

(Звучит отрывок из кинофильма, фоном – шум поезда).

Кадр из фильма «Два билета домой»

Люба: Молитву знаешь?

Васнецов: Чё?

Люба: Ты молитву знаешь? Давай, сказала, молитву говори. Слышишь меня, убийца? Давай говори молитву!

Васнецов: Какую молитву? Ты чего, а?

Люба (направляя пистолет на Васнецова): Стой, я стреляю.

Васнецов: Ты чего, Таня?

Люба: Я не Таня. Я Люба. Я Люба! Что, ты понял – какая? Та, которая у соседки ночевала, когда ты мать мою убивал. Ну что, всё? Всё?! Ты отмотал свои пятнадцать лет, да? На свободу с чистой совестью?

Васнецов (тихо, пытаясь подойти): Люб…

Люба: Стой, гад. Ты отмотал, да?

Васнецов: Люба…

Кадр из фильма «Два билета домой»

Люба: Ты знаешь, сколько я отмотала? Столько же, как ты. Пятнадцать лет, только в интернате №1. Ты не знал, да? Ты не знал, да? Или ты знать не хотел? Ты так, наверное, переживал, что за пятнадцать лет даже не вспомнил, что у тебя дочь есть. Дочь Люба. Люба – слазь с дуба. Кликуха такая. Вот Люба и слезла с дуба. Тебя, гада, нашла. И теперь я тебя убью. Как ты маму мою убил. Что ты смотришь? Думаешь, похожа-нет? Ты не волнуйся, гад, у меня свидетельство о рождении здесь, в сумке лежит. (Передергивает затвор пистолета). Она была виновата? Она была виновата?! (С плачем). Ну скажи… Скажи мне «да»! Скажи, что она тебя довела, скажи. Скажи мне «да», ну, скажи.

Васнецов: Нет. Тогда думал, что виновата, а сейчас – нет.

Люба: Ты мне врешь! Ты врешь мне! Я вижу же твои глаза, Да я же вижу: ты мне врешь… Ты! (Всхлипывает). Я слышала, как ты сказал, что ты двоих любил. Ты из-за той, да? Из-за той, из-за второй ты маму убил, да? Да?! Кто она? Говори! (Кричит). Кто она, говори мне!!!

Васнецов: Дочь Люба. (Люба плачет. Слышится звук выстрела).

Люба (с рыданиями): Я не хотела!

Часть 3. ЛЮБОВЬ

Режиссер фильма «Два билета домой» Дмитрий Месхиев в своем интервью признался нам, что его фильм – про отцов и детей, про большие и малые ошибки, которые в жизни допускают люди. А еще, мы поняли, этот фильм – о любви и о прощении. О том, что, даже испытав в своей жизни боль, обиды и разочарования, надо все равно оставаться человеком.

Корр.: Маша, я все-таки почитал твою страничку Вконтакте, и увидел твое посвящение маме. Оно очень лирическое, очень такое интимное. Ты там написала: «Маму надо любить несмотря ни на что. Она – святой человек». (Маша соглашается). Ты искренне так считаешь?

Маша: Да, маму надо любить за то, что она дала жизнь. Самое главное – жизнь дала, а не… Как бы не убила меня, не сделала аборт. Мне, конечно, просто, всё равно было, что я в интернате была, но главное – что вот улыбаюсь, живу! Живу, вижу мир, радуюсь. Самое главное – жизнь. Даже какие бы родители не были, всё равно стараться… не делать ошибок глупых после них, потому что тоже не доведет до добра. Ну и обижаться нельзя тоже. Какие бы родители не были, никогда не надо зло держать, потому что себе только хуже делать.

Корр.: А как вы сейчас с ней общаетесь?

Маша: Ну, вот она созванивается со мной, мы с ней разговариваем. Когда есть возможность, я к ней прихожу, там, гостинчики принесу или еще что-то. И мы общаемся.

Корр.: Она не просила у тебя прощения?

Маша: Просила у меня прощения, я ее простила.

К сожалению, с Машей согласились бы не все ее подруги по несчастью. Вот, например, мнение выпускницы детского дома из Магадана Ирины Троцкой.

Ирина Троцкая

Корр.: Вы в детском доме сколько пробыли?

Ирина: Одиннадцать лет, с первого класса.

Корр.: А из-за чего, что произошло?

Ирина: Ну, родители пили. Соответственно, попала в детский дом.

Корр.: И потом так вот оно и пошло, да?

Ирина: Да, ну, там, наверное, спустя года четыре, может быть, мама хотела меня забрать, но я уже сама не хотела домой и осталась в детском доме. Попросила, чтобы она меня не забирала.

Корр.: А почему?

Ирина: Ну, потому что я предполагала, что ничего не изменится: если (усмехается) человек вел аморальный образ жизни, то оно так и будет продолжаться. И, в принципе, я не ошибалась, потому что мама обиделась, но лучше вести себя не стала.

Корр.: Ну, а если бы, например, всё-таки удалось родителям исправиться, что бы вы выбрали?

Ирина: Я в любом случае, независимо от того, что осталась в детском доме, всё равно с ними поддерживала отношения. И мама в принципе знала, как я себя чувствую, как я учусь, как я живу. Скорее всего, я, наверное, всё-таки осталась бы в детском доме. Потому что есть такие случаи, что родители обещают ребенку, что «всё, мы не будем пить, мы будем работать, мы будем заботиться о тебе». А потом этого ребенок не получает, потому что родители продолжают пить, и дети опять возвращаются в детский дом.

Корр.: А у вас сейчас есть семья, дети?

Ирина Троцкая

Ирина: Нет, у меня нет семьи и детей, я в отношениях сейчас пока.

Корр.: Планируете заводить детей?

Ирина (со смехом): Ну, в ближайшие года три, наверное, нет, потому что я еще пока заканчиваю учебу, и… ну на ноги встаю. Я пока год только работаю. Ну, рановато еще пока. И с жильем там нужно вопросы решать. Чуть-чуть поувереннее буду себя чувствовать, тогда да, буду рожать деток.

Корр.: А сколько планируете?

Ирина: Двоих! (Со смехом). Мальчика и девочку!

Корр.: Вы ответственно к этому подходите, да?

Ирина: Ну, думаю, что я буду хорошей мамой. (Смеется).

Ирина, так же как и Маша, добивается всего в жизни сама: поступила в университет, хочет стать учителем начальных классов и уже работает воспитателем в детском доме, искренне заботясь о своих подопечных. И хоть теплые отношения с мамой у нее пока не сложились, хочется верить, что в будущем всё изменится к лучшему.

Ведь поменялось же отношение к своему отцу у нашей киногероини Любы Васнецовой. Случайно ранив отца, она, не раздумывая, бросается к нему на помощь. И не раз по ходу сюжета отец и дочь спасают друг друга и от тюрьмы, и от совершения новых преступлений, и от предательства. Потому что родная кровь, как сказал народный артист Сергей Гармаш, – это всё же не пустой звук. Символична концовка фильма, когда наши герои после долгих мытарств возвращаются на поезде к себе домой.

Кадр из фильма «Два билета домой»

(Звучит отрывок из кинофильма, фоном – шумы вокзала).

Васнецов (сквозь звуки вокзала): Ну, я пойду.

Люба: Иди.

Васнецов: Ну, пока!

Люба: Пока! (Васнецов уходит).

Шилов: Здорово, Любань. О, это тебе (передает букет цветов).

(Фоном начинает звучать музыка).

Люба: Привет, Серега!

Шилов: А это чего, отец твой?

Люба: Ага, отец. (Крича, бежит за Васнецовым). Па-па! Па-па! Па-па! Папа!!!

Главную роль в фильме «Два билета домой» сыграла актриса Мария Скуратова. А что она думает по поводу своей героини?

Мария Скуратова, Сергей Гармаш, Дмитрий Месхиев

М. Скуратова: Я могу сказать про себя, что мне очень хотелось поучаствовать в этой работе. Я знала, что это история про девочку и ее отца почему-то для меня очень важна. Ну и вообще, конечно, отношения отцов и детей, которые актуальны абсолютно для любого человека, для меня, в том числе.

Корр.: Ваша героиня по характеру больше положительный персонаж, или отрицательный?

М. Скуратова: Я ее считаю, конечно, положительной, потому что… (со смехом) ну это моя героиня. Я каждый ее поступок понимаю и для себя оправдала каждое ее слово. Всё, что она делает, – я понимаю ее мотивы. Даже если она делает что-то плохое, я понимаю, почему она это делает.

Корр.: То есть, вы оправдали ее выстрел в отца.

М. Скуратова: Она по-своему права. Для нее это несправедливость, как бы, мира. Как так?! Он убил ее маму, он лишил ее детства, семьи. Она вынуждена была жить в детском доме, в таких условиях, всё время быть одна.

Корр.: Ваша героиня, воспитанница детского дома, вышла в большую жизнь. Как, на ваш взгляд, будет складываться ее судьба?

М. Скуратова: Мне верится, что у них с отцом всё будет дальше хорошо.

Корр.: Какая, по-вашему, главная идея фильма?

М. Скуратова: Ну, конечно, любовь и желание любить, желание быть любимым, желание иметь человека, хотя бы одного, близкого в мире.

Корр.: То есть, это фильм про любовь?

М. Скуратова: Да. Но в широком смысле этого слова. Любовь между молодыми людьми. И любовь к отцу, которая побеждает у моей героини.

Эпилог

Любовь, надежа, вера – это фундамент нашей жизни. Это три кита, на которых держится мир. Это три главные дорожки, ведущие к гармони и к счастью. И кто идет по этим дорожкам, тому в жизни обязательно улыбнется удача и успех. С таким мнением полностью согласна и наш счастливый человечек, выпускница детского дома Мария Ревва.

Корр.: Маш, ты вот по ходу интервью несколько раз произносила три слова: вера, надежда, любовь. А что для тебя – вера, надежда и любовь?

Маша: Я это чувствую в том, чтобы человек доверял друг другу, не обманывал, всегда поддерживал, как бы был всегда рядом. У меня есть такие люди, большинство – это взрослые: педагоги, например, ко мне так относятся. Есть друг один, ему двадцать шесть лет, он, конечно, живет с родителями… можно сказать, благодаря ему я такая стала: он меня поддерживал, он тоже ходит в храм.

Фото из личного архива Марии Реввы

Корр.: Воспитанникам детских домов нужно ли надеяться и верить в лучшее?

Маша: Да, конечно!

Корр.: Просто ждать или что-то делать?

Маша: Лучше что-то делать. Подсказывать, помогать, быть рядом с человеком, чтобы он не потерялся, не пропал. Нужно поддерживать друг друга.

Корр.: А можно ли, по-твоему, прожить жизнь без любви?

Маша: Любовь нужна.

Корр.: Ясно. Вот скоро будет отмечаться Рождество…

Маша: Ну да, конечно.

Корр.: А вот если бы у тебя такая возможность была, что бы ты пожелала всем людям на Рождество?

Маша: Естественно, любви, веры, надежды…

(Звучит припев из песни «Свет рождественской звезды»).

В каждый дом на Рождество постучится волшебство,

Колокольным перезвоном возвещая торжество.

В эту ночь увидишь ты свет рождественской звезды,

Веры свет и свет надежды, свет любви и доброты!

Продолжение следует…

Хорошо, когда всё хорошо заканчивается. В жизни Маши, Ирины, других выпускников детских домов, мы не сомневаемся, обязательно будет еще очень много радостных мгновений. Мы ведь точно знаем: чудеса, когда в них верят, непременно случаются.

И реальны мечты о своем доме, где тепло, внимание и забота близких разбудят в застывшей душе еще много чего хорошего, чистого и светлого.

Если вы чувствуете в себе силы совершить это обыкновенное чудо, подарите счастливое будущее ребенку из детского дома.