Это уже становится традицией: в весенние школьные каникулы стартует спецрейс «Поезда надежды». Прошлой весной участницей такого детского рейса была 15-летняя Соня из Хакасии. За несколько дней в Москве воспитанница детского дома познакомилась с профессиями, которые ей порекомендовали психологи, побывала на нескольких экскурсиях, увидела Красную площадь, Арбат и другие исторические места. Ну а самое главное – спустя два месяца Соня снова приехала в столицу, но уже не на экскурсию, а чтобы стать настоящей москвичкой. Потому что в Москве у Сони теперь дом и семья.

Пролетел год, снова весенние каникулы, и мы встречаем новый рейс «Поезда надежды». Его главным пассажиром стал 15-летний Саша из Хабаровска. Мы рассказывали о нем в предыдущем выпуске.

Помочь найти родителей пареньку, который большую часть жизни провел в неблагополучной семье, а полтора года назад оказался в детском доме, нас попросили сотрудники этого учреждения. Они рассказали, что, попав в детдом, Саша сравнил свою жизнь «до» и «после» и осознал, что, оказывается, можно жить по-другому, не так, как они жили с матерью 13 лет. У Александра появилось огромное желание измениться, стать лучше. Этот целеустремленный мальчик понял, что не хочет повторять жизненный сценарий своей биологической семьи. Но для этого ему нужны близкие люди, которые смогут его принять и поддержать. Чтобы найти этих близких людей, а также помочь другим детям из детских домов Хабаровского края, мы и пригласили Сашу в Москву.

ПОЕЗД НАДЕЖДЫ

МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ

День первый

Понедельник, первый день московских каникул, получился у Саши самым длинным. А все потому, что начался он еще в Хабаровске, в детском доме.

Ю. Цун: Саша, конечно, очень ждал этой поездки. Встал, наверное, раньше всех… Всем детским домом мы его провожали. Он, как обычно, со всеми обнимался (корреспондент смеется), прощался. То есть он очень воодушевлен этой поездкой… Он был в шоке даже от того, какой большой самолет на самом деле.

Корр.: Он первый раз, да?

Ю. Цун: Он в первый раз летит. Да. То есть для него эта поездка началась с удивлений.

Корр. (со смехом): То ли еще будет…

Ю. Цун: А то!

Корр.: Ну что? Все здорово?

Ю. Цун: Все замечательно! Я хочу сказать вам большое-большое спасибо за возможность такую. Большое вам спасибо!

Корр.: Еще все только начинается… (Смеется).

Когда состоялся этот разговор со старшим воспитателем детского дома Юлией Цун, Саша еще был в воздухе. Но вот, после долгих часов перелета, самолет компании «Аэрофлот», нашего давнего друга и партнера, приземлился в Шереметьево. (Звук приземляющегося самолета). Кстати, авиабилеты для Саши и его сопровождающей Ирины Дмитриенко «Аэрофлот», как обычно, предоставил бесплатно.

(Слышен шум аэропорта).

Корр.: Здравствуйте!

Саша: Здравствуйте!

Корр.: Давайте сразу познакомимся, я «Радио России» представляю. Первый раз летел?

Саша: Да. Только ездил.

Корр.: Сколько часов перелет?

Саша: Семь.

Корр.: Трудно было сидеть?

Саша: Нет, спокойно.

Корр.: Ты чем занимался?

Саша: Я в окно смотрел, в иллюминатор.

Корр.: Ну, когда на несколько тысяч километров, ничего же не видно, кроме облаков…

Саша: Нет, бывает, что это… облаков не было, мы всё видели.

Корр.: Угу, то есть видели там горы, реки…

Саша: Да.

Корр. (одновременно): Тебе понравилось летать?

Саша: Конечно.

Корр.: Не пришла такая мысль в голову: «Хорошо бы летчиком стать»?

Саша: Нет.

Корр.: Нет? Ну а кем бы ты хотел стать?

Саша: Помощником машиниста.

Корр.: Все-таки помощником машиниста. Мы тебе звонили, разговаривали, так ведь?

Саша: Я помню.

Корр.: А вот как тебя в детском доме провожали?

Саша: С любовью, желали счастья, чтобы хорошо долетел, обнимались-целовались.

Корр.: Ну, это ребята или педагоги?

Саша: Педагоги и ребята.

Корр.: А у тебя есть какой-то друг, который там у тебя, особо...

Саша: А его не было в детском доме.

Корр.: А он вообще из детского дома?

Саша: Да.

Корр.: Ну ты будешь писать ему эсэмэски?

Саша: Конечно.

Корр.: Фотографии присылать… В соцсетях есть?

Саша: Да.

Корр.: Будешь репортаж вести?

Саша: Ну, маленький, да.

Но для того, чтобы начать свой маленький репортаж, нашему юному гостю надо было сначала добраться до гостиницы. В этот день многое Сашка увидел впервые: не только огромный самолет вблизи, но и красивый красный поезд «Аэроэкспресса», лабиринты метро, суету центра столицы… В общем, даже без экскурсий или каких-то других мероприятий впечатлений от первого дня московских каникул оказалось столько, что сил у паренька осталось только на то, чтобы поужинать и отправиться спать. Ведь назавтра мы подготовили для Саши очень интересную программу, но какую именно – он еще не знал…

День второй

Звучит фрагмент песни «Великолепная пятерка и вратарь»:

Звенит в ушах лихая музыка атаки,

Точней отдай на клюшку пас, сильней ударь,

И всё в порядке, если только на площадке

Великолепная пятерка и вратарь.

 Припев:

Суровый бой ведет ледовая дружина,

Мы верим мужеству отчаянных парней,

В хоккей играют настоящие мужчины,

Трус не играет в хоккей.

Трус не играет в хоккей.

Постоянные слушатели нашей программы, наверное, помнят, как в недавнем интервью Саша рассказывал, что очень серьезно увлекается хоккеем. Даже играет в юношеской команде хабаровского клуба «Амур». Поэтому утро вторника мы решили посвятить этому виду спорта. Но о цели нашей первой поездки Сашка не догадывался, пока сам не прочитал:

Саша: Ледовая арена ЦСКА. Хоккейный клуб ЦСКА.

У служебного входа ледовой арены нас встретил Андрей Рыжиков, заместитель начальника отдела по взаимодействию со СМИ и общественностью прославленного хоккейного клуба. Он же выполняет обязанности и пресс-атташе молодежной команды.

А. Рыжиков: Команда «Красная Армия» (мы на их тренировку как раз пойдем) – они у нас самый титулованный клуб Хоккейной молодежной лиги: они у нас выиграли в 2011 году кубок Харламова, вот их фотография групповая.

Г. Москвичев: Восемнадцать лет, да? До восемнадцати лет?

А. Рыжиков: До двадцати одного.

Корр.: А с какого возраста там? Вот Саше пятнадцать.

А. Рыжиков: Ну, где-то с семнадцати лет, как они заканчивают спортшколу и переходят в «Красную Армию». Вот на том краю висит фотография, это у нас ребята, получается, они год назад, в семнадцатом году, выиграли в МХЛ кубок Харламова.

Конечно же, знакомство с командой не ограничилось просмотром парадных фотографий. (Слышны звуки тренировки хоккеистов). Вскоре нас пригласили на тренировку, которую вел Рамиль Сайфуллин, старший тренер команды «Красная Армия».

Р. Сайфуллин: Вы в обороне поработайте. Защитники здесь. По шесть атакующих, понятно? Пара начинает, выдвигаются защитники двое, передача, можно возврат обратно, двойной закат, уходим сюда, сюда, с катанием заправляем, понятно всем?

Игроки: Да.

Р. Сайфуллин: Поехали!

(Слышны звуки тренировки).

Корр.: Ну, смотри, то есть прямо такая же у тебя форма? Как у игроков?

Саша: Да.

Мужской голос: Вам надо бы поаккуратней, а то шайба может вылететь, да. Из-за безопасности лучше за стеклышком постоять, пожалуйста.

Корр. (Саше): А у вас тренировка похоже проходит?

Саша: У нас не так быстро.

Корр.: Не так быстро? Ты также хорошо катаешься? Смотри, они прямо так хорошо на льду держатся… А ты с какого возраста на коньках кататься начал?

Саша: С детства. Ну, с класса третьего, лет с девяти.

Корр.: Ну вот просто ходил на каток сначала? Как вообще увлекся хоккеем?

Саша: Я на каток ходил.

Корр.: Потом с ребятами взяли клюшки, стали играть для себя, да? Потом в детском доме?

Саша (одновременно): Да.

Корр.: У вас там тоже команда есть?

Саша: Нет, я один-единственный там был.

Корр.: А, то есть ты там один-единственный хоккеист и вот попал в команду?

Саша: Да.

Корр.: Видишь, как азартно болеют друг за друга.

(Слышны звуки тренировки).

Андрей Рыжиков не оставлял нас своим вниманием и во время тренировки.

Корр.: Саша, расскажи Андрею, ты кем играешь?

Саша: Полузащитником. (Поправляется). Защитником.

А. Рыжиков: Защитником? Но ты подключаешься к атакам, да? То есть такой  вольный художник?

Саша: Угу.

Корр.: Ну, вот ты в «Амуре» сколько уже играешь, год?

Саша: Месяца три.

Корр.: А, месяца три? Там какой-то отбор был или как? Просто пришел, показал?..

Саша: Ну, я пришел, показал, как я играю.

А. Рыжиков: Но всё равно, как бы просмотр был?

Саша: Ну конечно.

А. Рыжиков: Слушай, а вы, получается, играете по региону, то есть вы в города ездите или как?

Саша: Ну да, но я еще не ездил.

А. Рыжиков: Ты не ездил? Ну, а домашние игры ты играл в Хабаровске?

Саша: Да.

А. Рыжиков: А, то есть на выезды не ездишь, но играешь дома? Ну, а так у вас там команды из Владивостока приезжают,  из восточной Сибири, да?

Саша: Ну, Дальний Восток, да.

Корр.: Интересно, а могут, например, молодежная команда ваша, «Красная Армия», встретиться с «Амуром»?

А. Рыжиков: Кстати, да. На самом деле, вот в МХЛ, там идет разделение по географическому признаку: на «запад» и «восток», в основном.

Все команды, которые в европейской части – это западные команды. Все команды, начиная с Татарстана и восточнее – это восточные команды, но есть три исключения: команда китайская, команды из Владивостока и из Хабаровска  играют в западной конференции, потому что им просто дешевле летать до Москвы, чем до Омска или Новосибирска, потому что они всё равно летят в Москву, а потом им лететь в Новосибирск – это тяжело и затратно. Поэтому, как правило, они прилетают в Москву, затем на автобусе могут доехать до того же Ярославля, до Череповца, поэтому они играют… А наши ребята летают раз в год на Дальний Восток.

Корр.: Теоретически, через несколько лет Саша может с этими ребятами встретиться?

А. Рыжиков: Конечно, да. Тем более в Хабаровске есть тоже команда «Амурские тигры», молодежная команда клуба «Амур».

После тренировки Саша познакомился с игроками «Красной Армии» лично, ребята пожали ему руку и на прощание подарили целый пакет сувениров. Но на этом экскурсия по ледовой арене не закончилась. Андрей Рыжиков пригласил нас с Сашкой в музей ЦСКА.

А. Рыжиков: У нас здесь вот всё фойе – музейная экспозиция, все в ней экспонаты – это абсолютно реальные вещи, собранные буквально… по крупицам собирали, там, из личных коллекций, из частных, нам ветераны приносили всё. ЦСКА – это самый титулованный хоккейный клуб в мире, 33-кратный чемпион страны, кубок СССР выигрывался ими 12 раз (это рекорд), кубок европейских чемпионов – 20 раз из 25-ти, вроде, розыгрышей, то есть это рекорд абсолютный, который никто уже не побьет. Костяк сборной СССР, когда это была великая «Красная машина», когда канадцев били, чехов били, шведов били, вот. Мы сейчас находимся в экспозиции, которая посвящена современному состоянию клуба ЦСКА…

По дороге в редакцию «Детского вопроса» Сашка делился впечатлениями…

Саша: Очень было интересно! Музей понравился, и тренировка классная была.

Корр.: Ну то есть, в принципе, ты доволен?

Саша: Конечно.

Корр.: Одна твоя мечта исполнилась…

Саша: Да.

Звучит фрагмент песни «Куда пойти учиться»:

Куда пойти учиться? Вопрос простой как будто.

Ты можешь только сам найти ответ.

Ведь жизнь недолго длится, пора определиться,

И нет шпаргалок, и подсказок нет.

Куда пойти учиться? Рецепт давно известен.

В такую бы компанию попасть,

Чтоб не стоять на месте, а подниматься вместе

К вершинам и стараться не упасть.

Припев:

Если к свету тянешься небес,

Станешь еще стройней, чем корабельный лес.

Как подсолнух, солнышка держись,

Людям другим поможешь лучше сделать жизнь.

И вот, наконец, Саша впервые увидел всех нас – журналистов «Детского вопроса».

Саша: Здрасьте!

И. Зотова: Здравствуйте! Добро пожаловать, раздевайтесь. Вот здесь у нас шкафчик есть, идите сюда!

Саша (смущенно, шурша пакетом): Ну, может быть… У вас же много паровозиков… И это – от нашего детского дома.

И. Зотова: Это от детского дома ты привез? А что здесь?

Саша (негромко): Ну, откройте, посмотрите.

И. Зотова (открывая пакет): Ах, паровозик!

Корр.: Это в коллекцию. Еще один.

И. Зотова: Супер! Супер!

Корр.: Ух ты! (Звук затвора фотоаппарата).

Пока Саша рассматривал нашу коллекцию паровозиков (он о ней только слышал от сотрудников детского дома, побывавших у нас недавно, но сам еще не видел), в фойе редакции пришел еще один гость. Точнее – гостья.

Корр.: Проходи. А вот и наша Соня! Не узнать!

И. Зотова: Здравствуй, Соня!

Соня: Здрасьте!

И. Зотова: Не узнать, не узнать. На накидку прямо повесьте, там знакомая Соне накидка есть.

Корр.: Сонь, помнишь накидку?

Соня: Да. (Все смеются).

Корр.: Давно это было?

Соня (негромко): Сегодня ровно год.

Корр.: Сегодня ровно год! (Слышны радостные восклицания).

И. Зотова: Так, Сонька, значит, смотри. Сейчас мы тебя познакомим с мальчиком, который приехал из Хабаровска. Так же, как ты год назад.

Соня: Угу.

И. Зотова: Пошли знакомиться. Здрасьте вам!

И. Дмитриенко: Здравствуйте.

И. Зотова: Итак, знакомьтесь, это Соня! Соня к нам в прошлом году приезжала из Хакасии, детским рейсом «Поезда надежды». Сейчас у Сони всё хорошо, она у нас москвичка, у Сони замечательная семья, а это у нас Саша. Саша прилетел из Хабаровска. Сколько тебе лет?

Саша: Пятнадцать.

И. Зотова: Пятнадцать, Соне у нас шестнадцать. Прилетел вчера, впечатлений уже всяких уйма. Ну вот, очень хотелось вас познакомить. Тебя – для того, чтобы ты понял, что чудеса бывают, а Соню – для того, чтобы помочь нам заколдованного принца как-то вот… растопить лед в маленьком Кае, ладно?

Соня: Да.

И. Зотова: Сделаем так: мы сейчас накроем чай, сядем, чайку попьем, с плюшками, как положено, ну и дальше поговорим, познакомимся поближе.

Конечно, ребятам было любопытно побеседовать друг с другом за чаем, да и мы с удовольствием послушали рассказ Сони о ее жизни в новой семье. Однако Сашу ждало еще одно мероприятие – на этот раз не только интересное, но и полезное: встреча с психологом. Причем, с психологом необычным. Самые давние наши слушатели, наверное, вспомнят это имя – Мария Митрофанова. Несколько лет назад она объехала с «Поездом надежды» многие регионы в качестве фотографа: делала ребятам из детских домов профессиональные портреты для федерального банка данных. Но потом решила, что этого ей недостаточно, и, получив образование психолога, стала вести занятия в одной из московских школ приемных родителей. А к нам пришла, чтобы провести с Сашей тест по профориентации.

М. Митрофанова: Держи листочки.

Саша: Всё надо изрисовать?

М. Митрофанова: Да, но не просто так, всё хитро. Значит, смотри, история какая. Нужно нарисовать фигуру человечка так, чтобы он состоял из десяти геометрических фигур. Значит, нужен квадрат или прямоугольник, нужен круг или овал и треугольник. Они могут быть любыми. Не больше десяти фигур.

Саша: А стороной как? Боком? Без разницы.

М. Митрофанова: А всё равно, как. Располагай листик, как тебе удобно. И обязательно, чтобы каждая фигура была хотя бы по одному разу, то есть хотя бы один треугольник, хотя бы один круг и хотя бы один прямоугольник или квадрат. Давай попробуем. Мы нарисуем человечка в рост. (Слышно, как карандаш что-то чертит на бумаге). Угу, вот один треугольник у тебя уже есть, отлично, дальше. (Снова слышны звуки штриховки). Есть один квадрат, супер!

Саша: И круги, да?

М. Митрофанова: Да, и хотя бы еще один круг.

Один за другим на листочках появилось с десяток разных человечков.

М. Митрофанова: Я тебя немного поспрашиваю, а ты мне рассказываешь, ладно?

Саша: Угу.

М. Митрофанова: Скажи, пожалуйста, кто на этом рисунке изображен?

Саша: Это робот какой-то, скорее всего.

М. Митрофанова: Угу, а какой у него характер?

Саша: Ну, молчаливый.

М. Митрофанова: Молчаливый робот.

Саша: Потому что у него нет губ.

М. Митрофанова: Ну, а что он любит или не любит?

Саша: Он любит молчать.

М. Митрофанова: А что он сейчас делает?

Саша: Молчит, стоит на двух ногах квадратных.

М. Митрофанова: А, он стоит, молчит, да. Ну, тоже дело, занятие. Может быть, у него какая-то проблема есть, у этого робота?

Саша: Нет, он счастлив.

М. Митрофанова: Он счастливый робот. Хорошо. А вот это кто?

Саша: Качок.

М. Митрофанова: Качок. Отлично, так, и какой у него характер, у этого качка?

Саша: Спортивный.

М. Митрофанова: Это как?

Саша: Он любит спорт.

М. Митрофанова: Но это про то, что он любит, а характер – это про всякие черты… Знаешь, вот: смелый, или наоборот, трус.

Саша: Он смелый.

М. Митрофанова: Смелый.

Саша: Сильный.

М. Митрофанова: Сильный, настойчивый, наверное, нет?

Саша: Да.

М. Митрофанова: Так, и что он сейчас делает?

Саша: Он сейчас поднимает штангу.

М. Митрофанова: Какая же у него проблема есть? Есть ли у него вообще проблема?

Саша: У него… он не может докачать свой пресс.

М. Митрофанова: Хмм, это единственная проблема, которая у него есть?

Саша: Да.

М. Митрофанова: Так, пойдем дальше, у нас же еще есть персонаж. Это кто?

Саша: Это инопланетянин, он веселый, добрый.

М. Митрофанова: Что он делает здесь?

Саша: Он прилетел с миром.

М. Митрофанова: Переговорщик такой, да. Так, а это у нас кто?

Саша: Самый маленький человек в мире.

М. Митрофанова: Хмм, такой, крошечный прямо, да?

Саша: Да. Занесен в «Рекорд Гиннеса».

М. Митрофанова: Ого, так он, наверное, очень популярный?

Саша: Да.

М. Митрофанова: Ну, а какой у него характер?

Саша: Злой.

М. Митрофанова (удивленно): Почему?

Саша: Потому что он меньше всех.

М. Митрофанова: Зато он в книге рекордов Гиннеса, может…

Саша: Он самый злой.

М. Митрофанова: От этого злой?

Саша: Да.

М. Митрофанова: А что он сейчас делает?

Саша: Орёт.

М. Митрофанова: На кого?

Саша: На меня, потому что я ему лицо не нарисовал.

М. Митрофанова: Хмм, а какая же у него проблема?

Саша: Я не дорисовал ему лицо.

М. Митрофанова: Это единственная проблема, которая у него есть?

Саша: Да.

М. Митрофанова: А это кто?

Саша: Лицо.

М. Митрофанова: Чье?

Саша: Мое. (Смеется).

М. Митрофанова: Хм, это ты?

Саша: Да.

М. Митрофанова: Хорошо. А ты какой?

Саша (весело): Я радостный!

М. Митрофанова: Угу, а еще какой?

Саша: Счастливый.

М. Митрофанова: О! Счастливый? Ну и что ж ты делаешь?

Саша: Я смотрю на самого себя.

М. Митрофанова: Ага. И как ты сам себе?

Саша: Похож.

М. Митрофанова: Похож?

Саша: Да.

М. Митрофанова: На себя?

Саша: Да.

М. Митрофанова: А проблемы-то у тебя есть какие-то? У того, который нарисован?

Саша: С профессией не могу определиться.

М. Митрофанова: Единственная проблема?

Саша: Да.

М. Митрофанова: Ну, так-то ты счастлив, радостен, да? Одна проблема, да?

Саша: Конечно.

Рассказав обо всех своих человечках и обстоятельно поговорив с Марией на разные другие темы, Саша разрешил ей озвучить для эфира результаты беседы.

М. Митрофанова: В отличие от многих подростков, Саша очень определенно говорит о профессии, даже настойчиво, я бы сказала, о том, что он хочет стать помощником машиниста. И, с одной стороны, это хорошо – такая определенность. Но, с другой стороны, есть в этом и минусы: так сложилось, что он не очень представляет себе весь спектр возможностей. С одной стороны плюс: хорошо, что он реалист, осознаёт, что из имеющегося спектра профессий, которые он может получить в Хабаровске, у него самая доступная из того, что ему нравится – это помощник машиниста. Но он не рассматривает другие варианты, которые возможны, если мальчик попадет в семью. И, собственно, вот это, помощник машиниста – конечно, хорошо, но это не мечта. Это такая суровая реальность. Саша вообще в этом смысле очень большой молодец, очень крепко как-то вот стоит на ногах, никаких фантазий лишних у него нет. Но всё-таки мы попробовали с ним помечтать: а что бы, если бы вот было возможно. И здесь он рассказал о своих пожеланиях, о карьере военного. Да, там есть сложности, потому что Саша хотел бы служить по контракту. Насколько он это выяснил в военкомате, для того, чтобы служить по контракту, нужно закончить одиннадцать классов. Пока такая возможность не рассматривается, в том числе и потому, что оценки его оставляют желать лучшего. Но он хочет служить в армии и, в принципе, ради того, чтобы служить по контракту, он даже готов приложить какие-то дополнительные усилия: заниматься, если останется в десятом-одиннадцатом классе. То есть мы с ним рассматривали вариант усиленных занятий летом, он сказал, что не готов сидеть во время прекрасной погоды и заниматься круглые сутки с репетитором. Реалист! Да, здорово, что он не дает никаких обещаний, но ради своей мечты он был бы готов дополнительно позаниматься в течение учебного года. Потому что, конечно (и это подтверждает педагог), очень большой объем знаний пропущен. Но никаких отставаний, каких-то задержек в развитии нет (мальчик очень умный, очень сообразительный), есть педагогическая запущенность. Просто большой перерыв… ну, в силу его жизненного пути, большой перерыв знаний, который он очень быстро наверстывает. Очень внимательный и старательный. Я думаю, что ради осуществления своей мечты он был бы готов на многое. Главное – дать ему шанс.

Корр.: Всё-таки мечта есть.

М. Митрофанова: Мечта есть, мечта есть служить в армии, но… она не рассматривается как реальность, да, вот: «Я хотел бы; я не попаду в десятый класс; я, соответственно, не попаду в армию по контракту служить; не смогу сделать там карьеру». Такие планы у него взрослые, да… там, про семью, про пенсию, про заработок, мне кажется, что вот эта история про помощника машиниста только потому, что горизонт очень узок. Если мы покажем возможности, если всё это удастся осуществить, то, мне кажется, Саша пойдет по совсем другому пути. К технике его тянет, действительно, он хорошо ладит с людьми, подготовка физическая отличная, он готов помогать, что тоже, в общем, очень большая редкость. Потенциал есть, но будет ли возможность его реализовать?

День третий

Звучит фрагмент песни «Попутный напев (РЖД)»:

Шпалы, рельсы, рельсы, шпалы – словно детская игра,

Едет поезд чуть усталый с ночи до утра.

И простой напев попутный поезд нам привез,

Напевал его как будто он под перестук колес.

Припев:

Железная дорога надежная всегда,

В любую непогоду везут нас поезда.

Железная дорога – подруга навсегда,

Дорог на свете много, железная – одна,

Дорог на свете много, железная – одна.

Мы пока что не знаем, какой в итоге выберет Сашка путь в жизни. Но сейчас Александра очень интересует профессия помощника машиниста, о чем он не раз говорил. (Фоном слышны звуки вокзала). Поэтому утро среды началось для нас на Казанском вокзале, в Открытом акционерном обществе «Центральная пригородная пассажирская компания», где в самой настоящей кабине самого настоящего поезда Сашку ждала встреча с самым настоящим машинистом – Анатолием Бондаренко.

(Слышен громкий звук сигнала оповещения).

А. Бондаренко: Пульт мы сейчас включили, он в рабочем состоянии. Потом я расскажу немного о самой кабине, что делает машинист, когда ведет поезд. Сейчас ты находишься на рабочем месте машиниста, ты не стесняйся, расслабься чуть-чуть… ну так напряженно сидишь, расслабься! Значит, вот эту руку сюда кладешь, вот сюда… как машинист, за контролер держится машинист вот так. Машинист – профессия очень-очень давнишняя и имеет очень большую свою историю, эта профессия на данный момент действительно считается настоящей мужской профессией. Профессия очень интересная, романтическая профессия, достаточно ответственная. От человека, который управляет поездом, требуется очень много внимания. Нужно быть абсолютно здоровым, поддерживать свое здоровье, потому что машинист – это человек, который отвечает за всех людей, которые находятся в составе. Длина поезда у нас составляет примерно двести пятьдесят метров, а вес поезда – порядка пятисот тонн. Вот такая большая, здоровая и, на сегодняшний момент, очень умная машина находится под ведением одного человека, профессия которого – машинист.

После громкого сигнала мужской голос по внутренней связи: На вас управление, освещение, климатику всю перевожу.

А. Бондаренко: Хорошо, спасибо. Я тебе сейчас немного расскажу о том, что здесь находится. Ты сейчас сидишь в кресле машиниста, что ты видишь вот здесь – это называется пульт управления машиниста.

Саша: А это что такое? Мини?

А. Бондаренко: «М» – это маневровое положение. С этого положения начинается движение поезда. Это самое минимальное, разгон поезда, подвижной состав может развить скорость на данных участках сто двадцать километров в час. Машинисту нельзя спать, отвлекаться. Никогда ему нельзя терять самоконтроль. Постоянно заниматься самоподготовкой.

Саша: А зачем нужен помощник машиниста?

А. Бондаренко: Помощник машиниста находится рядом с машинистом и, как ты понимаешь уже из названия его профессии, он помогает машинисту, и он также осуществляет контроль. Но, если у машиниста на пульте есть все приборы и органы управления, как видишь, у помощника этого нет.

Саша: Угу.

А. Бондаренко: Давай теперь пройдем к месту помощника, присаживайся. По станции и в местах ограничения скорости, где ремонтируют пути, помощник всегда должен стоять, для того чтобы наблюдать, что у нас творится впереди, и оказывать машинисту содействие, если это необходимо. Также помощник может ответить по радиостанции, если машинист в это время занят (например, останавливает состав). Также помощник машиниста может подавать свистки. Когда работают люди… когда у нас, не дай бог, впереди перебегает человек в неположенном месте, нужно громко подать сигнал. Помощник машиниста также контролирует время проследования станции: опаздывает поезд, не опаздывает, подсказывает ему. У помощника машиниста есть видеонаблюдение, мы можем посмотреть, что творится в каждом вагоне, что творится в каждом тамбуре, и, как видишь, мы можем посмотреть, что творится на крыше.

Саша: А вон там что?

А. Бондаренко: Вот это все называют «колесо». Это не колесо, это ручной тормоз, когда поезд нужно задержать на тормозах, когда мы стоим. Помощник крутит это колесо, и колодка прижимается к переднему колесу, состав никуда не уедет, он будет стоять, пока мы его не отключим. Также помощник машиниста говорит машинисту, с какими скоростями нужно ехать, на каких участках следования мы едем, помогает управлять скоростью.

(Слышны звуки вокзала).

Современный поезд – машина очень сложная. Сашка с большим интересом слушал долгий и обстоятельный рассказ Анатолия Бондаренко. Но вот пришла пора прощаться…

Представитель ОАО «Центральной пригородной пассажирской компании»: Милости просим к нам на работу, молодые специалисты нам очень требуются.

Саша: Хорошо.

Корр. и другие голоса: Спасибо! Всего доброго вам! До свидания!

По дороге к метро Саша сказал, что теперь ему еще больше нравится профессия машиниста, и он очень хотел бы им стать. Вместе с воодушевленным юным гостем мы отправились в самый центр Москвы, где нас ждал Игорь Шидловский, заслуженный учитель Российской Федерации и, можно сказать, уже штатный экскурсовод программы детский «Поезд надежды». Игорь Михайлович решил показать Саше исторический центр города. Познавательная прогулка началась, конечно же, с Кремля.

Корр.: Узнаёшь?

Саша: Да.

И. Шидловский: Это здание кремлевского дворца, Большой кремлевский дворец.

(Слышен бой курантов).

И. Шидловский: Вот это Спасская башня бьет, по сути, главная башня Кремля. Название Спасская, поскольку тут раньше (да и сейчас, собственно говоря, ее восстановили) находилась икона Спасителя, это был главный въезд в Кремль: сюда могли въезжать только цари, даже царицы – и те не могли здесь въезжать, они въезжали через Троицкую башню, откуда мы с вами сейчас идем. Часы на башне относительно современные, они в девятнадцатом веке только появились, а раньше здесь были еще необычные часы: крутились не стрелки, как сейчас, а крутился циферблат. Вообще, раньше на Руси (и в других странах Европы такое было) первые часы, которые изобрели, были не стрелочные, а именно крутился циферблат, то есть стрелка стояла на месте, а циферблат показывал, какое время, причем часы были разделены на две части: день и ночь.

За три с лишним часа экскурсии Сашка узнал много нового и интересного.

Саша: Мне очень понравилось. Кремль первый раз увидел, Китай-город тоже, храмы красивые.

Корр.: Как тебе экскурсовод наш?

Саша: Он очень интересный, смешной, и очень интересно рассказывает.

Надо сказать, что в этот день Саша успел побывать еще и в Планетарии.

Корр.: Понравилось тебе?

Саша: Очень понравилось.

Корр.: Что понравилось?

Саша: Что мы произошли из звездной пыли. Там сначала из звездной пыли собралась наша планета.

Корр.: Ну да. То есть вам рассказали про Большой взрыв?

Саша: Да.

Корр.: А ты этого не знал раньше?

Саша: Нет.

Корр.: А еще что там было интересного?

Саша: Телескопы, различные спутники, метеориты.

Корр.: Самое запоминающееся в Планетарии, на твой взгляд?

Саша: Кино… про нашу планету.

Корр.: Про Большой взрыв?

Саша: Да.

Корр. (весело): Но кино можно и в другом месте посмотреть.

Саша: Не, ну этот какой-то особенный.

Корр.: А вас клали на эти кресла-то? (Сашка кивает). Произвело на тебя впечатление?

Саша: Произвело.

Корр.: Звездное небо…

Саша: Голова кружилась.

Корр.: Кружилась, да?

Саша: Мне понравилось, очень сильно. Спасибо!

День четвертый

Четверг, четвертый день в Москве, начался для Сашки в Благотворительном фонде «Арифметика добра». Здесь у него состоялись два первых занятия в рамках программы «Шанс». Мы уже рассказывали, что эта программа помогает старшеклассникам из детских домов подготовиться к сдаче экзаменов: ОГЭ и ЕГЭ. В числе участников «Шанса» – теперь и наш Саша.

Занятия проводятся по интернету, в режиме онлайн. Когда мы вошли в просторное помещение, на большом столе уже стоял включенный ноутбук. Вот-вот должен был начаться урок математики. Шли последние приготовления.

Специалист: Мария Алексеевна, здравствуйте. Технический специалист Александр, проверяю связь. Слышите хорошо?

М. Федорова: Нормально вроде. Саша хорошо слышит?

Специалист (одновременно): Хорошо.

Саша: Да, хорошо.

М. Федорова: Арифметические, геометрические прогрессии изучали, Саш?

Саша: Да.

М. Федорова: Вот я сегодняшнее наше занятие хотела бы посвятить некоторым аспектам решения задач ОГЭ по теме «Прогрессия».

Саша: Угу.

М. Федорова: Потому что, в основном, девятиклассники, которые вот эту программу «Шанс» проходили впервые, они ко мне обращались именно с просьбой разобрать тему – арифметическую или геометрическую прогрессию. И поэтому я решила, что мы сегодня с тобой первое занятие посвятим этой теме. Хорошо?

Саша: Да.

М. Федорова: Хорошо. Та-ак. Давай мы вначале с тобой немножечко повторим, если что ты забыл, посмотрим, что такое прогрессия. Ты наверняка это все в школе изучал, тема тебе знакома, да?

Саша: Угу.

М. Федорова: Давай посмотрим. Даны в левом столбце виды… некоторые виды или примеры арифметической прогрессии. А в правом – геометрической. Даны числа. Один, три, пять, семь, девять. Посмотри, пожалуйста, на них.

Саша: Угу.

М. Федорова: В какой последовательности записаны вот эти числа?

Саша: В порядке возрастания.

М. Федорова: В порядке возрастания, правильно, хорошо. Та-ак. Теперь один, затем – три. Затем пять, затем семь, затем девять. Вот смотри –тут внизу подсказка есть – D равна двум. То есть вот эти числа – один, три, пять и так далее, записаны через два, так?

Саша: Да.

М. Федорова: То есть к каждому числу прибавляли два, один плюс два – это три. Три плюс два?

Саша: Пять.

М. Федорова: Пять плюс два – это семь. Да? И так далее. Понял, Саша?

Саша: Да.

Урок математики шел целый час. Когда он закончился, сотрудники фонда усадили Сашу пить чай, а мы попросили преподавателя «Шанса» Марию Федорову поделиться впечатлениями о новом ученике.

М. Федорова: Впечатления о Саше у меня остались самые хорошие, сразу включился, задавал вопросы… Вот очень рада, что вычислительные навыки у него хорошо выработаны, то есть бывает так, что многие дети с таблицей умножения не дружат, скажем так, да?

Корр.: Угу.

М. Федорова: У Саши такого нет. То есть мне понравилось…

Корр. (одновременно): Таблицу знает?

М. Федорова: Таблицу знает, да.

Корр.: Угу.

М. Федорова: То есть много таких детей, вот я и в «Шансе» это замечаю, и по работе своей в школе, что с таблицей умножения почему-то даже в девятом классе у детей есть какие-то проблемы. Вот у Саши, к счастью, этого нет.

Корр.: Ну а как Вы думаете, есть вообще надежда, что его успеют… Вы успеете подготовить к ОГЭ?

М. Федорова: Ну, это знаете, вот – пятьдесят на пятьдесят.

Корр.: Угу.

М. Федорова: Вот сто процентов – я не скажу, что я подготовлю. То есть я на себя беру ответственность на пятьдесят, а Саша тоже должен взять следующие пятьдесят, я так думаю.

Корр.: Ну, понятно. То есть теоретически это возможно.

М. Федорова: Теоретически это возможно, да.

Корр. (смеется): Ну, это уже хорошо.

После математики у Саши был урок русского языка. По лицу мальчика было видно, что такие занятия ему в радость.

Корр.: Тебе понравилось?

Саша: Да.

Корр.: А что тебе понравилось?

Саша: Математика. Ну и русский, они рассказывали, объясняли, я писал там. Они писали.

Корр.: А какие темы были?

Саша: Уравнения, решения, глаголы.

Корр.: Математика.

Саша: Да.

Корр.: Та-ак. Решение уравнений.

Саша: Да.

Корр.: Ну и как ты считаешь, справился?

Саша: Да. Ну, благодаря им тоже справился.

Корр.: Да-а! Ну, тебя похвалили?

Саша: Да.

Корр.: И что сказали, когда будет следующее занятие?

Саша: Не знаю, не сказали.

Корр.: Сказали – уже когда ты приедешь?

Саша (одновременно): Да.

Корр.: …В Хабаровск, там будет понятно. Так, а русский язык?

Саша: Глаголы, сочинение, по ОГЭ все.

Корр.: Угу. То есть готовитесь…

Саша: Ну-у… Занятия особые…

Корр.: Готовитесь к ОГЭ?

Саша: Да.

Корр.: Активно. Ну, ты вообще как, настроен? Заниматься, да? То есть ты хочешь сдать?

Саша: Конечно.

Корр.: Как думаешь, на какие оценки сдашь?

Саша: На «четверки».

Корр.: О-ого! Молодец!

Поскольку учебный год уже подходит к концу, преподаватели «Шанса» будут заниматься пока только с Сашей. А вот в сентябре к этой программе смогут присоединиться и другие хабаровские ребята. Так что шанс изменить свое будущее появится не только у нашего героя.

Занятия в фонде «Арифметика добра» были лишь частью Сашиной программы на день. После обеда мы отправились к Белорусскому вокзалу, где неподалеку расположилось депо «Аэроэкспресса». Там нас уже ждали…

Звучит фрагмент песни «Железная дорога»:

Мне по сердцу, мне по сердцу быстрота,

Нынче – здесь, нынче – здесь, а завтра – там,

Сквозь просторы, сквозь просторы вольные

Поезд мчится, поезд мчится молнией.

Припев:

Железная дорога, характеры крутые…

Дорога-то железная, а люди – золотые!

Железная дорога, характеры крутые…

Дорога-то железная, а люди – золотые!

(Слышен шум цеха).

Экскурсию для Саши проводил заместитель начальника депо по ремонту Антон Нигмаджанов. Очень подробно и интересно рассказывал он о цехах, складах и мастерских своего депо. Рассказывал и показывал. Саша слушал экскурсовода, что называется, раскрыв рот. Задавал много вопросов, а когда вошел в цех, где проводят техобслуживание новеньких двухэтажных аэроэкспрессов, наоборот, онемел от восторга. (Слышны звуки подъезжающего поезда). Правда, когда Саше предложили подняться в кабину машиниста этого необычного поезда, он сразу очнулся и быстро полез наверх.

А. Нигмаджанов: Вот это поезд, вот это  кабина, видите – система видеонаблюдения…

Машинист: Ну чё, вытаскивать можем?

А. Нигмаджанов: А вы куда его потащите-то?

Машинист: А… на шестидесятый!

А. Нигмаджанов: Слушай, а пять минут можно?

Машинист: Сейчас, я у дежурного спрошу!

А. Нигмаджанов: Пять минут!

Машинист (по переговорному устройству): Дежурный, мы пять минут можем постоять?

Дежурный: Да, пять минут можете стоять!

А. Нигмаджанов: Приборы безопасности находятся там, здесь у нас – управление поездом, контролем машиниста. Регуляторы скорости, значит, тормоза…

Саша: А тормоза – это вот эти, да?

А. Нигмаджанов: Вот это тормоза, да.

За отведенные нам пять минут мы успели не только внимательно осмотреть кабину машиниста, но и побывать в салоне аэроэкспресса.

А. Нигмаджанов: Это бизнес-класс. Ну, отличается, нет, хоть?

Женский голос: Да!

Корр.: Да, еще бы! Ну, это какой этаж? Это… первый! А там еще второй! Можно второй этаж посмотреть?

А. Нигмаджанов: Да, да. Пойдемте на второй этаж.

Женский голос: Ну, я надеюсь, не кормят?

Корр.: Где?

Женский голос: Или кормят?

А. Нигмаджанов: Ну, приезжают с тележкой, как же…

Саша: А как на второй этаж забираются? Ну, в смысле – тележка!

А. Нигмаджанов: С тележками пока никак не забираются. (Корреспондент смеется). Кто голодный, тот – на первый!

Корр. (со смехом): Здорово!

Женский голос: Очень достойно!

А. Нигмаджанов: Ну, так! Давай, спускайся, я сейчас предупрежу. Ты сейчас свистнешь тогда, что можно ехать! Мы сейчас выйдем, ладно?

Корр.: Не, мы сначала выйдем, а потом уже лучше свистеть.

Конечно, было еще много чего интересного, за что большое спасибо нашим давним друзьям и партнерам – компании «Аэроэкспресс».

Саша: Мне очень понравилось.

Корр.: А что тебе больше всего понравилось?

Саша: Двухэтажный аэроэкспресс.

Корр.: Ты бы хотел на нем…

Саша: В кабине…

Корр. (одновременно): Покататься?

Саша: Там очень красиво. Обновленная панель…

Корр.: Внутри.

Саша: Да.

Корр.: А в салоне?

Саша: В салоне тоже красиво, новые сидения, мягкие, прикольные.

Корр.: А где лучше? На первом этаже или на втором?

Саша: На втором – там вид лучше.

Корр.: Интереснее.

Саша: Да.

Однако на этом длинный день четверга не закончился. Прежде чем отправиться в гостиницу, Саша поехал вместе с нами к комплексу «Москва-Сити». Он так мечтал туда попасть! Увидев московские небоскребы вблизи, разглядывая огромные башни, задрав голову, Саша был абсолютно счастлив. Сбылась еще одна его мечта!

День пятый

Звучит фрагмент песни «Радиозакаты»:

Весенний ветер режет мое крыло.

Тебе прокричу: «Хэлло-хэлло!»

Небо осталось со мной

Радиоволны перебивают, но

Я передаю: «Хэлло-хэлло! Хэлло!»

Пятый день в Москве – день отъезда. Он был у нашего юного гостя не менее насыщенным. А все потому, что напоследок мы приготовили ему большую экскурсию во Всероссийскую государственную телевизионную и радиовещательную компанию. Ее уже не в первый раз провел наш коллега Дмитрий Трухан.

Д. Трухан: Это вот здание ВГТРК. В 90-х годах сюда уже начали переезжать «Радио России», «Второй канал». Вот здесь потихонечку начали осваиваться студии. Вот это здание. Это здание новое… Самое интересное, конечно, посмотреть прямой эфир на радио, как это происходит.

Дмитрий повел нас в музей истории радио и телевидения. Почти все его экспонаты – настоящие раритеты. Больше всего Сашу заинтересовал старинный телевизор с круглой линзой перед маленьким экраном. Он долго разглядывал и огромные телекамеры 60-70-х годов, и старенькие радиоприемники.

Д. Трухан: Это вот… тарелка. Радио такое, первое было еще. (Смеется).

Корр.: В войну такие были.

Д. Трухан: То есть в войну висели такие тарелки на стенах, черные. Это вот послевоенные приемники уже пошли…

Из музея Дмитрий повел нас в эфирную зону «Радио России».

Д. Трухан: Пойдемте, сразу на эфир зайдем.

Корр.: Пойдемте.

Женский голос: А мы не будем мешать?

Корр.: Нам не дадут помешать.

Д. Трухан: Откройте!

Корр.: Мы же в студию не будем заходить.

Д. Трухан: Вы там тоже… не шумите, не отвлекайте.

Корр.: Да, шуметь нельзя!

(Все входят в аппаратную, через стекло заглядывают в студию, звучит музыкальная отбивка «Радио России»).

Женский голос: Снимать можно?

Корр.: Тш-ш…

Д. Трухан: Да, да, да. Только… без вспышки…

Ведущая прогноза погоды: В Анадыре сегодня небольшой снег, около ноля, в Магадане минус пять. Синоптики прогнозируют осадки. В Петропавловске-Камчатском пасмурно, около трех градусов тепла, в течение дня во Владивостоке плюс семь, ясно. В Хабаровске без осадков около одиннадцати градусов выше ноля, в Южно-Сахалинске ясно, плюс шесть, в Биробиджане около четырнадцати тепла.

Д. Трухан (со смехом): Как ты на Хабаровск попал! Все, узнал, как дома?

Ведущая прогноза погоды: В Петербурге в пятницу ясно, один-три градуса выше ноля, в Москве ноль плюс два, облачно, с прояснениями, сейчас в российской столице плюс один, ясно…

Д. Трухан: Сейчас она закончит. Сейчас пойдет заставка, к эфиру выведут заставку, «Пятидневка» будет называться. То есть там заставка с Вадимом Тихомировым. (Звучит отбивка: «Радио России»). Сейчас увидишь, отсюда она вещается! И пошла заставка! Вот видишь, да?

(Звучит заставка: «Пятидневка! С Вадимом Тихомировым!»)

В. Тихомиров: Здравствуйте! В студии Вадим Тихомиров, на протяжении этих двух часов я буду вместе с вами! Будем как всегда…

Д. Трухан (одновременно): Все, пошло…

В. Тихомиров: Искать историческую истину и расставлять все точки над «i». Сегодня 30 марта, пятница, как всегда, некие события позовут нас в путь, позовут нас в будущее, в прошлое, ну, естественно, что-то будем выяснять по поводу настоящего.

Д. Трухан: Сейчас мы посмотрим, как будет начинаться программа…

А потом зашли в другую студию. Здесь только что закончилась запись музыкальной передачи. Ее ведущий Дмитрий Чернов еще сидит в наушниках, отдыхает после завершения программы. Наш экскурсовод подвел к нему Сашу.

Д. Трухан: Это вот из Хабаровска парень…

Д. Чернов: А-а, да, привет! Меня Дима зовут.

Саша: Саша.

Д. Чернов: Очень приятно. Проходите!

Д. Трухан: Это вот «Поезд надежды», «Детский вопрос».

Д. Чернов: А был когда-нибудь на радио-то раньше?

Саша: Нет.

Д. Чернов: Не был никогда?

Саша: Не-а.

Д. Чернов: Вот микрофончик поближе к себе, так вот, раз – и говоришь в микрофон!

Саша: Хорошо.

Д. Чернов: И слышишь себя! Сейчас тебе там наладят дядьки. Да, включите второй-то! Ну-ка, скажи что-нибудь!

Саша: Что?

Д. Чернов: Что-нибудь. Саша, раз, раз, раз скажи! Раз, раз, раз!

Корр. (одновременно): Раз, раз, раз, скажи.

Саша: Раз, раз, раз!

Д. Чернов: Во-от, теперь слышно! Слышишь себя?

Саша: Да.

Д. Чернов: Ну рассказывай, как тебя зовут, где ты живешь?

Саша: Меня зовут Саша, я живу в городе Хабаровск, в детском доме.

Д. Чернов: В Хабаровске?!

Саша: Да.

Д. Чернов: Никогда не летал в Хабаровск. Хотя, ты знаешь, я родился во Владивостоке. Так что мы с тобой, в общем, земляки почти. Вот. А скажи, пожалуйста, летал из Хабаровска в Москву когда-нибудь раньше?

Саша: Нет.

Д. Чернов: Первый раз?

Саша: Да, на самолете вообще…

Д. Чернов: Чем там в самолете занимался?

Саша: Я фильмы смотрел, музыку слушал.

Д. Чернов: Та-ак? Какую музыку? Кого ты сейчас слушаешь? Я музыкальные программы веду. Что ты слушаешь сейчас?

Саша: Ну, я – рэп…

Д. Чернов: А почему молодежь слушает рэп?

Саша: Даже не знаю. Нравится, по звуку.

Д. Чернов: Не. А подожди – нравится по звуку? Почему нравится по звуку? Что именно в этих звуках тебе нравится?

Саша: Ну, то, что в рифмах.

Д. Чернов: Басы?

Саша: Да.

Д. Чернов: Да. Бум-т, бум-т. Да?

Саша: Да.

Д. Чернов: Ясно. А слова-то нравятся?

Саша: Ну да.

Д. Чернов: Рэп – это что, поэзия или музыка?

Саша: Ну… поэзия.

Д. Чернов: Та-ак.

Саша: Там в рифму все.

Д. Чернов: Прекрасно! Друзья, Александр был у нас в гостях, гость из Хабаровска. Это было его первое интервью на «Радио России»  и, я уверен, не последнее. Спасибо, что прилетел к нам! Пока!

Во время этого диалога наш коллега Дмитрий Трухан сидел в аппаратной, за пультом – записывал звук. Так что у Саши остались не только воспоминания, но и аудиозапись – конкретное подтверждение того, что он давал интервью настоящему радиоведущему.

Звучит припев песни «Радиозакаты»:

С неба шлю тебе приветы,

Радиовопросы, радиоответы.

С неба, может быть, когда-то

Передашь мне тоже радиозакаты.

Однако на этом приятные сюрпризы не закончились. Экскурсия продолжилась на телеканале «Россия». «Эстафетную палочку» у Дмитрия приняла Ксения Рыжова, продюсер информационной программы «Вести».

К. Рыжова: Рассказываю. Это – комнаты, их очень много. Это – святые комнаты, в которых монтируются сюжеты.

Саша: Ага.

К. Рыжова: То есть вот прибегает корреспондент. Текст, все заготовлено, все написано. Вот садится. Много компьютеров. Время обязательно, потому что непосредственно, когда я сама была стажером и делала сюжеты, до эфира остается две минуты, то есть все это видишь, ты понимаешь, что уже в эфир скоро пойдет твой сюжет, но вы еще сидите, монтируете. То есть вся работа на телевидении – это работа, которая происходит в более чем «онлайн», это все секунда в секунду, это буквально уже у ведущего, который сидит внизу, есть, заверстано, твой сюжет, то есть он о твоем сюжете через две минуты будет говорить. Но мы его еще доделываем, заливаем быстро в компьютер, перегоняемся. То есть это вообще святая святых, и здесь…

Д. Трухан: И всегда страшно… (Смеется).

К. Рыжова: Работают сумасшедшие. Вот просто потрясающие люди. Это все комнаты для монтажки, их очень много. Есть аппарат, который занимается выпуском. То есть сейчас мы спустимся вниз, внизу сидит ведущий, отсюда все передается. То есть отсюда выводятся все сюжеты, отсюда выводится все, что для подготовки ведущему, выводится отсюда.

Диктор: Сразу два задержания в Кемерово. Большие вопросы про те компании, которые принадлежат…

К. Рыжова (спускаясь вместе со всеми по крутой лестнице): Здесь тоже комнаты… Все тоже самое, потому что монтажных комнат очень много, в которых монтируют… Здесь тоже сидят все сотрудники, которые помогают выходу, просто выходу всего в эфир. Конечно, там один, и два, и пять человек это не сделают. Это огромная-огромная машина, которая… все работают для того, чтобы всё вышло в эфир. (Подходит к дверям одной из комнат) Видите, это «наговорочные» комнаты, то есть… когда под сюжет нужно наговорить текст. То есть ты сюжет когда делаешь… много картинок, а ты же под них текст говоришь… В этой комнате озвучиваешь свой же текст, который ты написал. (Подходит к перегородке, за которой скрывается студия с ведущим). Ведущий – это все.

Д. Трухан: На него работают все.

К. Рыжова: Все что мы делаем, он все это знает. Он с утра… Все думают, что ведущий пришел под эфир…

Д. Трухан: Ага.

К. Рыжова: И ушел после эфира. Ведущий также с нами, с утра, с девяти утра…

Д. Трухан: Он сидит, готовится, смотрит, отбирает сюжеты… Просматривает…

К. Рыжова: Может откорректировать то, что написали там пять райтеров в редакции. Он может сказать, что тут, тут он не согласен, и все это переделывать. Ведущий – это главный…

Д. Трухан: Самое сложное – работать ведущим.

Ксения предложила мальчику занять место за столом ведущего главной информационной программы страны. Какой восторг вызвало это предложение в глазах мальчишки!

Кстати, после телевидения Саша побывал в радиостудиях прямого эфира «Маяка» и «Вести ФМ». А потом – новый сюрприз: нашего гостя пригласил к себе главный редактор объединенной редакции всех радиостанций холдинга Андрей Медведев. Вместе с Сашей в кабинет вошли заместитель директора «Радио России» Георгий Москвичев и руководитель социального проекта «Детский вопрос» Инна Зотова.

Г. Москвичев: Здравствуйте, Андрей Андреевич!

И. Зотова: Здравствуйте, Андрей Андреевич!

Г. Москвичев: Это наш герой. Саша сегодня улетает, четыре дня в Москве. Как тебе Москва-то, понравилась?

Саша: Да.

Г. Москвичев: Что больше всего? Скажи, где? Расскажи, где был-то!

Саша: На РЖД.

Г. Москвичев: В РЖД больше всего понравилось? А хоккей нет? ЦСКА так радовался, что вообще тебя туда привезли.

И. Зотова: Такой сюжет классный сняли! Не видел еще? А?

Г. Москвичев: Они сюжет сделали!

А. Медведев: Вот, кстати, девочка, которая вас провожала в ньюсрум, это Рыжова, она продюсировала вас.

Г. Москвичев: А-а.

А. Медведев: Вот эта девочка, между прочим, которая была, которая вас провожала, она чемпионка мира по легкой атлетике.

Саша: Да?

А. Медведев: Да. А сейчас у меня работает продюсером. Так что вот если поищешь – Ксения Рыжова, чемпионка.

Г. Москвичев: А так – подучи русский язык, может, и придешь на радио еще работать.

И. Зотова: Да я соблазняю – нет и все! Паровозы у нас!

А. Медведев: Правильно! Потому что это – профессия. У тебя сердце если бьется в этот паровоз, значит, садись на паровоз и езжай на нем. Никого не слушай. Взрослые – все знают типа. (Посмеивается). А все равно – мы сделаем всегда сами все, по-своему. И свои ошибки сделаем, и свои победы будут, так что…

Г. Москвичев: Он – молодец.

А. Медведев: Да, я знаю. Это же видно!

И. Зотова: Может быть, с нашей легкой руки сложится самое главное.

А. Медведев: Ну, дай Бог! Надо прикинуть план, сколько лет машинистом, сколько – еще кем-нибудь. Все время двигаться вперед.

Г. Москвичев: И начальником всех железных дорог можно стать!

И. Зотова: Может быть, министром будет.

А. Медведев: Я тебе из опыта своего, как военного корреспондента, как просто корреспондента, я тебе скажу: просто никогда не сдавайся. Никогда, никогда! Никогда вообще ни при каких условиях не сдавайся! Потому что знаешь, если ты уже полпути прошел, потом сдался, а какой смысл тогда было идти?

Саша: Угу.

А. Медведев: Правда, сдашься – легче не станет. Станет легче, только когда пойдешь вперед. А потом поймешь, что, в принципе, вот то было не тяжело, а что-нибудь там непростое еще впереди.

Из кабинета Саша вышел с пакетом, полным подарков, и книгой Андрея Медведева, которую ему вручил автор. На титульном листе было выведено: «Брат! Никогда, никогда, никогда ни за что не сдавайся». И подпись: «Андрей».

Собственно, с этим напутствием Саша и улетал из Москвы, обратно в Хабаровск. В Шереметьево, перед посадкой в самолет, наш корреспондент спросила мальчика:

Корр.: Ну расскажи, Саш, с какими чувствами ты с нами прощаешься?

Саша: С плохими.

Корр.: С плохими? Почему с плохими?

Саша: Не хочу улетать.

Корр.: Совсем не хочешь?

Саша: Ну, домой хочу. И не хочу… Я уже определиться не могу.

Корр.: Уже не можешь определиться?..

Саша: Да.

Корр.: Ну, тебе понравилось твое путешествие московское?

Саша (с улыбкой): Даже можно было и не спрашивать: это всегда «Да!».

Корр.: Всегда «да»? Ну что тебе больше всего понравилось?

Саша: Ну, вообще всё понемножку, но больше всего РЖД понравилось.

Корр.: Но все-таки вот ты познакомился с несколькими профессиями…

Саша (одновременно): Да.

Корр. (продолжает): Как ты считаешь, куда у тебя душа все-таки лежит, к какой профессии?

Саша: В РЖД.

Корр.: Ну, хорошо, РЖД будет довольно (улыбается). Ну, я надеюсь, что у тебя все будет хорошо… И потом напишешь, позвонишь нам. Надеюсь, что встретимся.

Саша: Я тоже надеюсь.

Корр.: Ну, ты думаешь, если прилетишь в Москву, «Детский вопрос» вспомнишь?

Саша: Наверное, первым посещу… посетю… Ай, выговорить не могу! (Смущенно смеется).

Корр.: Ну неважно. (Тоже смеется). К нам приедешь в «Детский вопрос»?

Саша: В самый первый приеду.

Корр.: Ну хорошо. Ну ты понял, что у нас была цель показать тебе Москву, рассказать о профессиях, рассказать всем о тебе, как мы говорили, вдруг кто-то увидит тебя в сюжете или услышит по радио и захочет познакомиться.

Саша: Угу.

Корр.: Но все-таки у нашего проекта есть и дальняя цель. Чтобы ты тоже рассказал нам о своих друзьях. Мы точно также разместим о них информацию в соцсетях, расскажем в нашей рубрике «Где же ты, мама?» и, может быть, еще за кем-то приедут родители, прилетят в Хабаровск. Так что ждем от тебя рассказов о своих друзьях и приятелях.

Саша: Хорошо. До свидания! Спасибо!  

Эпилог

Звучит припев песни «Песня о Москве»:

И в какой стороне я ни буду,

По какой ни пройду я траве,

Друга я никогда не забуду,

Если с ним подружился в Москве.

Друга я никогда не забуду,

Если с ним подружился в Москве.

Вот уже неделя прошла, как Сашка вернулся в Хабаровск. Интересно, изменился ли он за эти несколько дней в Москве? Давайте поговорим со старшим воспитателем детского дома  Юлией Цун!

Ю. Цун: Алло!

Корр.: Алло, Юлия?

Ю. Цун: Да.

Корр.: Здравствуйте, это «Детский вопрос», «Радио России». Как там наш Сашка?

Ю. Цун: Саша? Да замечательно наш, уже общий, Саша. (Корреспондент смеется). Отошел от перелета, стал поактивнее делиться.

Корр.: Что рассказывает?

Ю. Цун: Больше всего ему, конечно, запомнились экскурсии, но даже не столько он про экскурсии рассказывал, сколько про тех людей, которые эти экскурсии ему вели: на Красной площади, встречи в ВГТРК, то есть его это прямо очень впечатлило. Еще ему очень понравились занятия по программе «Шанс».

Корр.: Ооо!

Ю. Цун: Да, он сейчас ждет с нетерпением продолжения этих занятий, всем нашим воспитанникам рассказал, насколько это здорово, и что, оказывается, учиться можно и по-другому: когда всё понятно. Вот, в общем, всех он там взбаламутил, все наши тоже уже стали так закидывать удочки: «А что это за программа, как там принять участие?»

Корр.: А начались уже занятия дистанционные?

Ю. Цун: Нет, еще не начались, сегодня мы созванивались, договорились о режиме занятий, и сейчас они уже будут подбирать педагогов, которым удобно в это время заниматься, ведь разница во времени такая, ощутимая у нас.

Корр.: Да… Но уже скоро начнете, в ближайшее время?

Ю. Цун: Да-да-да, мы постоянно на связи с ними. Саша ждет, каждый день спрашивает.

Корр.: Ну это главное.

Ю. Цун: Он укрепился в своем выборе все-таки быть помощником машиниста, ему очень понравилось. Конечно, это совсем иное, нежели он представлял у нас тут, в Хабаровске, поэтому он прямо старательно подходит к этому вопросу.

Корр.: Очень хорошо. Ну, а вот пока Сашка здесь был, как у вас там жизнь протекала?

Ю. Цун: Ой, что вы, вместе с вами, по вашему времени и протекала буквально. Мы следили за всеми, конечно, новостями через онлайн-дневник, прямо затаив дыхание. (Корреспондент смеется). Но, конечно, совсем другой… и на фото, на видео, прямо со стороны так смотришь, думаешь: «Боже мой, какой взрослый, рассудительный молодой человек».

Корр.: Но он изменился после этой поездки?

Ю. Цун: Да, для него эта поездка – она, мне кажется, вообще разделила всю его жизнь: «до» и «после».

Корр.: А что изменилось? Вот каким он стал, Сашка?

Ю. Цун: Ну, он же очень такой скромный, очень тихий, вот «чтоб я, главное, никому не помешал»… Сейчас он приехал такой, с уверенностью в глазах, потому что он увидел вообще совершенно другой мир. Мы это еще увидели, когда через онлайн-дневник наблюдали за всеми мероприятиями, то есть у него поменялась даже осанка.

Корр.: Но к лучшему, да, изменения?

Ю. Цун: Конечно, мы вообще безмерно вам благодарны за то, что вы нашему воспитаннику дали такой шанс.

Корр.: Ну, мы очень надеемся, что это и в будущем ему очень поможет, что занятия ему сейчас очень пригодятся… Я так понимаю, у вас и других ребят собираются подключить к занятиям, да?

Ю. Цун: Да-да, мы очень рады, что «Арифметика добра» предложила нам поучаствовать и с другими воспитанниками, потому что мы, конечно, наблюдаем за деятельностью этого фонда, но как-то не было у нас шанса посотрудничать с ними, а тут, благодаря вам, нашли точки соприкосновения, чему очень рады! Вот поэтому мы нацелены на успех.

Мы очень надеемся, что этот рейс «Поезда надежды» (так же, как и все предыдущие) поможет своему юному пассажиру не только определиться с профессией, но и обрести самых важных в жизни людей – родителей. И не только ему, конечно.

Продолжение следует…

Фотографии Сашки, а также других ребят из Хабаровского края, которые очень ждут своих будущих родителей, вы найдете в нашем "Листе ожидания".

Дневник третьего детского рейса "Поезда надежды" >>

Мы благодарим всех, кто помог нам организовать третий детский рейс «Поезда надежды», наших друзей и партнеров:

ПАО «Аэрофлот»

ООО «Аэроэкспресс»

Профессиональный футбольный клуб ЦСКА

Открытое акционерное общество «Центральная пригородная пассажирская компания»

Благотворительный фонд «Арифметика добра»

Заслуженного учителя РФ, экскурсовода Игоря Шидловского

Психолога Марию Митрофанову

Фотографа Наталью Пьетру