СМИ о 20-м рейсе "Поезда надежды" >>

Фоторепортаж >>

Вот уже 10 лет колесит по стране наш «Поезд надежды». За 10 лет своего существования этот необычный «поезд» совершил уже 20 рейсов, побывав в самых разных уголках России. Вот и недавно мы вновь вернулись из дальней поездки. Торжества по случаю нашего приезда в Иркутск открыли Татьяна Плетан – заместитель министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и директор «Радио России» Вячеслав Умановский.

 

ИРКУТСКАЯ ИСТОРИЯ

Пролог

Т. Плетан, : Добрый день! Мы рады приветствовать вас на нашей Иркутской земле. Мы «Поезд надежды» уже встречали в 2008 году. Очень рады, что такая идея есть. Мы благодарны всем тем, кто работает вместе с нами. Наша Иркутская область достаточно уверенно и хорошо развивается. Но вместе со всеми положительными моментами есть и проблемы. Мы одни из лидеров Российской Федерации по количеству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. У нас восемь домов ребенка, но мы значительно сократили количество детей в этих учреждениях. Если три года назад таких деток в наших домах ребенка было 880, то на сегодняшний день это 300 человек. Мы значительно сократили количество детских домов и социально-реабилитационных центров, но, тем не менее, проблема существует. Наш банк насчитывает свыше 4000 детей-сирот. Это дети все со сложной судьбой. Подавляющее количество – это дети старшего возраста, ребятишки от 12 лет и старше. Очень бы хотелось, чтобы вы нашли того ребенка, который нуждается в семье. Мы вам обязательно поможем. (звучат аплодисменты)

В. Умановский: Спасибо, Татьяна Ивановна. Впервые повторный «Поезд надежды» отправился именно в Иркутск. Поверьте, дело здесь не только в том, что в Иркутской области, впрочем, как и во всех остальных, имеются дети-сироты. Но и в том, что мы знали: именно здесь найдем понимание и поддержку. Подход мы встретили самый серьезный, и это, конечно, не может нас не радовать. Более подробно о том, что нам предстоит, расскажут руководители и основатели проекта Инна Зотова и Георгий Москвичев. А мне остается поблагодарить наших хозяев и пожелать счастья всем, кто сейчас присутствует в зале. (звучат аплодисменты)

И. Зотова: Совершенно правильно было сказано, что «Поезд надежды» в Иркутске не впервые: мы приезжали сюда в 2008 году. И если мы сработаем не хуже, то это будет уже очень хорошо. А я думаю, что мы сработаем и лучше, потому что семьи, которые мы привезли вам, это, как говорится, все проверенные люди. Все, кто приехал, это люди, которые уже ездили с «поездами надежды», которые уже брали детей в наших поездках в других городах. Но вот такие неугомонные родители у нас, что мало им детей, и, когда мы решили организовать юбилейную поездку, очень много родителей откликнулись. Для начала мы привезли вам с «поездом» восемь семей. Остальные будут подтягиваться самостоятельно, ну, как это обычно и бывает после «поезда», караван идет. Мы очень надеемся, что у иркутских детей появится реальный шанс на хорошую семью. (звучат аплодисменты)

Г. Москвичев: Хочу добавить, что мы приехали еще и с гуманитарным грузом, с некой материальной суммой и у нас будет возможность приобрести кое-что из медицинского оборудования, которое очень необходимо для учреждений. А также все эти дни в учреждениях будет работать фотограф Владимир Песня, фотографировать детей для обновления региональной базы данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Мы передадим вам все эти фотографии. Как показывает наш опыт, хорошие фотографии способствуют устройству детей в семьи. (звучат аплодисменты)

Т. Плетан: В опеке города Иркутска работают замечательные люди с открытым большим сердцем. Я думаю, что многие из вас уже познакомились с Билык Оксаной Владимировной, начальником управления по опеке и попечительству города Иркутска. Будет работать с нами со всеми Дунина Ольга Васильевна,  начальник отдела по ведению регионального банка данных. Самсоненко Анна Валентиновна. Вы с ней будете как раз заниматься в опеке подбором, получать у нее направления. Анна Валентиновна у нас давно работает, мы с ней в восьмом году вместе встречали такой ваш «поезд».

О. Билык: У нас с вами все получится! И десятого числа мы с вами будем все счастливые: мы радостно помашем рукой, а вы с нашими детками поедете домой.

А. Самсоненко, начальник отдела семейного жизнеустройства: Мы вас очень ждали с того момента, как вы от нас уехали в 2008 году. Всегда вас зазывали сюда, чтобы вы к нам приехали, привезли таких вот позитивных родителей. Все, в добрый путь! (Звучат аплодисменты)

Т. Плетан: Мы очень надеемся, что, познакомившись с нашими организациями для детей-сирот, с нашими замечательными специалистами, когда вы приедете в свои субъекты, то расскажете друзьям, что вот в Иркутской области есть такие дети, чтоб обращались и в наш региональный банк данных, и в органы опеки. Поэтому мы еще видим вас как проводников вот такой идеи, чтобы вы могли рассказать о наших замечательных ребятишках.

Должны сказать, что такую роль, роль проводников, мы выполняли все эти 7 лет, прошедшие после нашего первого приезда в Иркутск. Сколько людей мы отправили в этот регион, сколько детей они вывезли из Иркутской области – уже и не сосчитать! Ну а общий результат просто не может не радовать: детских анкет в региональном банке данных о сиротах стало вдвое меньше. Однако ребятишек, которым нужны мамы и папы, здесь по-прежнему много. Вот почему мы решили еще раз приехать в Иркутск, еще раз привезти сюда родителей – кандидатов в усыновители и опекуны.

«ПОЕЗД НАДЕЖДЫ»

Глава 1. ИГОРЬ

Каждый раз, приезжая в тот или иной регион, мы объясняем «принимающей стороне» (да и всем участникам программы «Поезд надежды»), что ищем не родителям детей, а детям – родителей. Вот и в иркутском рейсе большинство «пассажиров», которых мы взяли с собой, ехали к конкретным детям, нашим подопечным.

Один из них – 10-летний Игорек, фотография которого появилась у нас на сайте еще три года назад. Тогда, в 2012, в Иркутск приезжала наш корреспондент Ирина Поварова. Она и взяла у Игорька интервью. Первое в его жизни.

Корр.: Сколько тебе лет?

Игорь: Мне… семь.

Корр.: Ты в школе учишься?

Игорь: Да.

Корр.: В каком классе?

Игорь: В первом.

Корр.: Тебе нравится учиться?

Игорь: Да.

Корр.: А что тебе больше всего нравится?

Игорь: Писать и читать.    

Корр.: А рисовать любишь?

Игорь: Рисовать – да.

Корр.: А что ты рисуешь?

Игорь: Ну, я рисую своих родителей, машину…

Корр.: А какую машину ты рисуешь?

Игорь: Машину? Которую… маме нужна.

Корр.: А какая она?

Игорь: Она… Ну, там две дверки, груз.

Корр.: Ммм! Чтобы груз можно было возить?

Игорь: Угу. Ну, чтобы нам было легко таскать рюкзаки.

Корр.: Ммм. А куда ты хочешь носить рюкзаки?

Игорь: Ну, я помогаю маме ведь нести там всякие… покупки.

Мама, о которой говорит Игорь, приемная. Из детского дома она забрала мальчика, когда ему было 5 лет. А в 6 привела обратно, пообещав ребенку, что обязательно за ним вернется. Прошел год, мальчик терпеливо ждал, но «мама» так ни разу и не пришла.

Корр.: А скажи, когда ты вырастешь, ты кем будешь?

Игорь: Я буду пожарником.

Корр.: А почему ты хочешь стать пожарником?

Игорь: Ну, потому что люди умирают, когда пожар…

Корр.: Угу.

Игорь (продолжает): Я буду их спасать.

Корр.: Ну, ты молодец! А скажи, у тебя мечта есть?

Игорь: Мечта – да.

Корр.: Какая?

Игорь: Я больше всего хочу, чтобы меня отсюда забрали родители.

Понадобилось еще три года, чтобы родители для Игоря наконец нашлись. И привез их в Иркутск наш «Поезд надежды». Об Ольге и Владимире из Карелии мы рассказывали в одном из недавних выпусков, поэтому напомним лишь несколько фактов. Пять лет назад они ездили с нами в Екатеринбург и привезли оттуда братика с сестричкой. На тот момент Тае было 5 лет, а Тимурке 3 года. Тогда малыши сразу пошли на контакт с будущими родителями.

А как познакомиться с Игорем? Ведь ему уже 10 лет… На помощь супругам пришли наши специалисты из выездной Службы сопровождения семьи. Ну а вечером, на первом родительском собрании, Ольга рассказывала:

Ольга: Спасибо большое за прекрасную идею. Потому что мы не знали, как пойдем к десятилетнему мальчику, говорить, что мы… вроде как к тебе. Как это? Как начать этот разговор с ребенком? И такая замечательная идея, что мы пошли как бы фотографировать детей не одни, нас там пять человек было…

И. Зотова: То есть Служба сопровождения семьи в данном случае помогла…

Ольга: Да.

И. Зотова (продолжает): …осуществить первую встречу с ребенком.

Владимир (про фотографа): И Владимир.

Ольга: И это было все очень так непосредственно. Владимир фотографировал детей, и мы фотографировались вместе с детьми, которые там были. Подыграли, конечно, работники детского дома…

Владимир (одновременно): Было шумно, весело.

Ольга (продолжает): …они навели туда еще детей. Все-таки дети, они такие… они же не глупые, да? Ну пришли, взрослые люди, зачем пришли вообще? Наверняка они понимают, что взрослые люди приходят и делают в детском доме.

Владимир (иронично): Фотографируют.

На следующий день Ольга и Владимир снова поехали к Игорю. (Фоном – игра в футбол) На этот раз решили начать с футбольного матча. Тут-то и выяснилось, что несмотря на усилия взрослых, Игорь действительно понял, зачем они приезжают:

Владимир: Мне сказали: «Ты – мой новый папа?»

Ольга: Да-да, я слышала!.. (хохочет) Новый… (смеется) (Фоном голоса детей) А спросить хочется, да?

Владимир: Ну так и скажи ему, чего он мучается?

Игорь (подбегает к беседующим взрослым): Дядя Вова! (слышно, как пинают мяч)

Ольга: Слушай, Игорек, нам с тобой бы поговорить бы надо… (вслед убегающему Игорю) Ну давайте вы пока с Вовой поиграйте…

Игорь (оборачивается): А чего?

Ольга (продолжает): …попинайте.

Игорь (ударяет по мячу): Ай!

Владимир: О! Молодец! (снова звук паса)

Игорь (восторженно): О, круто отправляете! (снова забивает гол, с гордостью произносит) Спец по футболу!

Было очевидно, что «новый папа» Игорьку очень нравится. Спустя какое-то время мальчик снова не удержался от признаний:

Игорь: Дядя Володя, а вы классный!

Владимир: Надеюсь… (со смехом) Поэтому-то я тете Оле и понравился. (все смеются)

Игорь (тоже смеется): Спортивный, что ли?

Владимир: Нее! Я люблю…

Ольга (не дав ему договорить): Вова ходит заниматься волейболом.

Владимир: А, ну да, я спортивный, слушай. Два раза в неделю.

Ольга (продолжает): Два раза в неделю он играет в волейбол.

Владимир (смеется): Черт!

Корр. (смеется): Осознал, да?

Владимир: Черт! Прихожу оттуда никакой абсолютно – приползаю (смеется).

Ольга (одновременно): В баскетбол не играет, а в волейбол играет…

Понятно, что в тот же день все трое подписали согласие. Трое, потому что после 10 лет ребенок тоже должен подписывать такую бумагу. Рады были все: и мы, и родители, и, конечно, Игорь. Как впрочем, и начальник отдела опеки Иркутска Анна Самсоненко. Незадолго до нашего отъезда Ольга и Владимир рассказали мне, что Анна Валентиновна подходила к ним и благодарила за Игорька. А на последнем родительском собрании Анна Самсоненко сообщила:

А. Самсоненко: Этим летом я одному ребенку обещала, что у него будут родители. И они у него появились благодаря вашему проекту. Хочу пожелать вам большого родительского терпения, хочу пожелать вам огромной родительской любви!

Глава 2. ОЛЯ и НАТАША

До приезда «Поезда надежды» в Иркутск 8-летняя Оля и 6-летняя Наташа даже не подозревали о существовании друг друга. Девочки не были сестрами и вообще жили в разных детских домах. Но вот однажды…

Первая сотрудница ДД (Наташе): Входи!

Анна: А вот и Наташенька пришла!

Вторая сотрудница ДД: А что сказать-то надо? «Здравствуйте!» скажи.

Наташа: Здравствуйте!

Анна: Здравствуй, красавица!

Вторая сотрудница ДД (Анне): Сейчас она будет рыбок вам показывать. (Наташе) Игра, что ль, такая?

Наташа: Да!

Анна: Кто это у тебя?

Наташа: Акула.

Анна: Акула?

Наташа: Угу.

Анна: Так, и что она должна делать? Рыбу, наверное, ловить и есть ее, наверное. Да, Наташ?

Наташа: Да.

Анна: Ааа, понятно. То есть, пока она плывет, рыба должна удрать от нее. Да, Наташ?

Наташа: Угу.

Первая сотрудница ДД: Какая интересная игра.

Анна: А у вас аквариум есть в детском доме?

Наташа: Есть.

Анна: Там рыбки плавают?

Наташа: Там черепаха.

Анна: Черепаха? А рыбок нету?

Наташа: Нет.

Первая сотрудница ДД: Наташ!

Наташа: А?

Первая сотрудница ДД: Ты меня знаешь?

Наташа: Да.

Первая сотрудница ДД (показывает на Анну): А вот это кто? А? Ты помнишь?

Наташа: Да.

Первая сотрудница ДД: Кто это? Как имя-то?

Наташа: Аня.

Первая сотрудница ДД: Аня, ну, вот (смеется)

С Анной, самостоятельной мамой из Адыгеи, Наташа сначала познакомилась заочно. Как и с Аниными дочками, которых в семье аж семь! И пять из них – приемные. Мы уже рассказывали, что из Уссурийска Анна привезла на «Поезде надежды» двух сестричек – 9-летнюю Наташу и 7-летнюю Гулю. Тогда приемная мама тоже познакомилась с девочками заранее: звонила им, писала письма, присылала фотографии. И результат превзошел все ожидания: Гуля с Наташей легко пошли на контакт, с удовольствием отправились на другой конец страны, где им предстояло жить и учиться.

Теперь, в Иркутске, Анна решила повторить удачный опыт и, как видим, все получилось. Во всяком случае, с Наташей.

Анна: Тебе же кино показывали?

Наташа: Угу!

Анна: Ну как? Тебе понравился наш дом?

Наташа: Да.

Анна: Ты к нам хочешь поехать?

Наташа: Да.

Анна: Дочкой моей хочешь быть?

Наташа (тихо): Угу.

Анна (пародируя): Ага? А кто тебе из наших животных запомнился? Тебе же показывали наших зверей?

Наташа: Морская свинка.

Анна: Морская свинка? А котики?

Наташа: Да.

Анна: Тоже понравились котики?

Наташа: Угу.

Анна: Ну, хорошо. А это кто, ты знаешь?

Наташа: Я!

Анна: Ты, да. Мы сделали твою фотографию, поставили уже к себе и девочки говорили: «О! Наша Наташа! Пусть Наташа к нам приезжает скорее!» (смеется). Вот, девочки тебя ждали и… сейчас я тебе покажу (шуршит пакетом), они сплели тебе браслетики. Ну это тебе всякие заколочки, красивые бантики. А вот смотри, это что, как ты думаешь? На что похоже?

Наташа: На шоколадку?

Анна: Похоже на шоколадку. Вот это у нас, смотри, что такое…

Наташа: Зеркало.

Анна: Это у нас зеркало. Здесь, смотри, расчесочка. Расчесываться и в зеркало полюбоваться. Да?

Наташа: Угу.

Анна: А вот смотри, еще что вот это? Знаешь, что это такое?

Наташа: Часы.

Анна: Часы. Вот такие специальные часы купила с куколкой. Чтоб ты знала сколько времени. Я к тебе буду приходить в гости, а ты можешь смотреть по часам: ага, сейчас мама придет.

Встреча Анны со старшей девочкой тоже прошла легко и непринужденно. В первый же день Оля провела для своей гостьи экскурсию, показала, где живет.

(Фоном – шаги)

Оля: А это моя комната…

Анна: А где твоя кроватка?

Оля: Моя – вот она.

Анна: Вот кроватка. Цветы у вас такие красивые. Фотообои – прямо как живые. А кто у вас убирает тут в комнате?

Оля: Мы сами убираем по графику.

Анна (удивленно): По графику? И ты сама подметаешь?

Оля: Да.

Анна: И полы сама моешь?

Оля: Да. И пыль вытираю.

Анна (обнимая Олю): Цены ребенку нету! Просто цены нет (смеется) ребенку! У нас дома тоже по графику все убирают, поэтому для тебя новости особенной не будет. Хорошо, котик мой.

Первая сотрудница ДД: Вот, скоро ремонт доделаем, новые обои у нас будут.

Анна: Ну, в любом случае, у вас, конечно, такие комнатки на четыре человека. Очень так все… Так, а какая у тебя школьная форма в школе? Ну-ка, покажи… О, а в школу они сами ходят или их водят?

Вторая сотрудница ДД: А у нас школа вот рядышком.

Анна: То есть они сами ходят или их все-таки сопровождают?

Первая сотрудница ДД: Их сопровождают, маленьких сопровождают, а старшие ходят сами.

Анна: Ну, я представляю, какая ты красавица в этой школьной форме.

Оля (достает из шкафа): Вот такая еще есть.

Анна: Еще и такая? А, сарафанчик.

Оля: Есть и такой сарафанчик…

Анна: Ой! Школьница. А в школе как дела, подруга?

Оля: Нормально.

Анна: Нормально? Хорошо. Ответ достойный… ученика (хохочет).

Вторая сотрудница ДД: Все нормально, все хорошо.

Анна: Ну, конечно, все хорошо.

Оле Анна тоже подарила часы. Но другие.

Анна: Смотри, как они интересно надеваются. Они вот такие вот гладенькие, потом по руке делаешь… Шлеп!.. И они вот так застегиваются. Здесь только время московское (смеется). Не перевела (смеется). Кстати, как они переводятся… Я что-то… Мне сразу в магазине выставили как-то… Ну, мы все равно скоро назад вернемся.

Обе встречи с девочками прошли довольно гладко, что с большими детьми бывает очень редко. Тем не менее, уже на первом родительском собрании, то есть в тот же вечер, Анна всех удивила:

Анна: Ну, самое главное, что я в опеке уже согласие подписала. Вот. Поэтому мне теперь осталось…

О. Резюкова: На кого?

Анна: На обоих… (звучат аплодисменты)

Глава 3. ВИТЯ и НИКИТА

Если Оле и Наташе, к которым приехала Анна, только предстоит стать сестрами, то двое других иркутских детей – Витя и Никита – родные братья. Прошлым летом, когда Никите еще не было и двух лет, а Вите едва исполнился месяц, мама «сдала» их в дом ребенка. Сказала – временно, на полгода. Но полгода прошли, потом еще полгода, а мама так и не появилась. Неизвестно, что творилось в маленьких детских душах, но ясно одно: мальчишки ждали. Ждали, что мама придет хотя бы навестить их. Конечно, они уже и не помнили, как выглядит их мать (собственно, смутно помнить ее мог только старший, Никита). Вот почему к своей новой маме – Изабелле из Краснодарского края – малыши прониклись очень быстро. Витюшка, правда, сначала испугался.

Изабелла: Привет мой заинька! (плач ребенка) А смотри, что есть! Не плачь! Смотри, а би-би! (плач еще громче) А би-би! Смотри, би-би!

Воспитательница (привела Никиту): Здравствуйте!

Изабелла: Здравствуйте!

Воспитательница: Это братик его, Никитка.

Изабелла: Никитушка, иди сюда, мой золотой! Я тебе самолетик дам.

Воспитательница: Иди поиграй.

Изабелла: Иди, мой хороший. Иди скорей сюда, иди мой сладенький. Да, да, у-у-у, самолет! Держи, это тебе.

Никита (громко): У-у-у!

Изабелла: Да, самолет полетит – у-у-у! Никита полетит тоже – у-у-у! Да? (целует ребенка) Золотой! Ну что? Будем играть, да? Да, самолет высоко полетит! У-у-у! Смотри, у него тут пропеллер крутится. Ну-ка, покрути. Покрути, Никитушка. Во-о-от, как крутится. Да? (Вите) Витюнчик, скажи, разбудили меня, да? Скажи, я баиньки хотел. (целует ребенка) сороку скажем? Сорока-ворона, кашку варила, деток кормила, одному на ложке, другому в поварешке (Никита опять гудит)… Да, самолет. Полетим на самолете? Вот так – высоко-высоко, да? Ой, какая игрушечка еще есть, да? (ребенок начинает гудеть как самолет) Ой какая, да? У-у-у, да? Тебе самолет тоже понравился? Вот какой самолет! А где колесики? Как колесики крутятся? (ребенок гудит) У-у-у, самолет (игрушка падает). Вот так, колесики… Упал? Ну, доставай, поднимай. Вот как хорошо! Никита, посмотри. Вон какая большая машина стоит. Вон какая! А мы поедем на машине? Поедем на машине? Никитушка? Поедем, да. Далеко-далеко, поедем, да? Не плачь, не плачь.

Воспитательница: Витька хорошенький!

Изабелла: Ой, это вообще!..

Воспитательница: Ну Никитку вот надо бы поласкать и полюбить побольше.

Изабелла: Понятно, да.

Воспитательница: Недолюбленный он все-таки.

Изабелла: Да, да, да.

Воспитательница (продолжает): И упертый мальчик.

Изабелла: Полюбим, полюбим.

Главврач ДР: Если мама такая… Настоящая мама, которая все это профессионально, ребенок выровняется.

Изабелла: Все будет хорошо, все. Научимся, скажи, говорить.

Главврач ДР: Вообще наши детки понравились?

Изабелла: Очень! Очень!

Главврач ДР: Я рада.

Изабелла: Очень! Ну, прям…

Главврач ДР: Я рада.

Изабелла: Я даже не сомневалась. Я уже последнее время думала, как там наши, наши-наши…

Главврач ДР: Только вы не спешите…

Изабелла: Нет, нет.

Главврач ДР(продолжает): … ходите, общаетесь.

Изабелла: Да, да, да. Конечно.

Мы уже рассказывали, что у самостоятельной мамы четверо детей – двое кровных и двое приемных. Самого младшего, Маратика, она нашла в Москве, тоже с помощью «Поезда надежды». Тогда, весной 2013-го, Изабелла ехала именно к этому малышу, увидев его на фотографии, опубликованной на нашем сайте. С кем ей предстоит познакомиться в Иркутске, Изабелла тоже знала заранее.

Корр.: Ну так что, сейчас будете звонить дочерям?

Изабелла: А? Ну да. По-моему ответ ясен.

Корр.: Это же они звонили по пути, когда…

Изабелла: А? Да. Злата, старшая, звонила.

Корр.: Так и? Что спрашивала?

Изабелла: Спрашивала: ты уже видела? Как посмотришь, сразу позвони, скажи. Ну, вот. Позвоню и скажу. Все понятно, да? Да? (целует ребенка)

Корр.: Будете думать или уже все решено?

Изабелла: Конечно, решено. Я же что за Маратом ехала, что за Настей, что за ними – я за ними и ехала. Как говорится… Да, да. Так что все хорошо. За ними и ехала.

Из дома ребенка Изабелла сразу отправилась в иркутскую опеку.

Сотрудница ООП: Как съездили, как познакомились?

Изабелла: Ой, все замечательно. Детки хорошие, детки наши, мои.

Сотрудница ООП: Такое чувство сразу было, да, у вас?

Изабелла: Я уже ехала с таким чувством. Как бы уже…

Сотрудница ООП: Что дети ваши, да? Замечательно!

Изабелла: Этого я и ожидала… И все оправдались… наши ожидания.

Сотрудница ООП: Очень рада за детей! Так, заполняйте согласие.

Изабелла: Угу.

Сотрудница ООП: Решение принято.

Глава 4. ВИКА, НИКИТА и ДАНЯ

В том же доме ребенка ждала своих маму и папу еще одна семейка: 4-летний Данилка, 2-летний Никита и 5-месячная Вика. А в наш «поезд» пришла заявка от москвичей  Ирины и Артема, в заключении которых значилось, что они могут взять под опеку до трех детей. Супруги, напомню, ездили с нами в Красноярск, где нашли двух 5-месячных сестричек-двойняшек. А спустя два года у Ирины и Артема, вопреки всем врачебным прогнозам, родился сын Ванечка. Трое детей в семье – мало, решили супруги, и собрались снова сесть в «Поезд надежды». Вот мы и подумали, что иркутской троице эта семья вполне подходит. По электронной почте отправили супругам фотографии детей и сразу набрали телефон Ирины:

Ирина (разглядывая фотографии): Какие классные, не могу! Ой, ну хорошие!.. Данила. Я, сколько смотрела мальчишек, вот Артем не даст соврать, постоянно, вот, на Данечку попадала. Звоню – нету, вот прям как хотела Даньку!

Корр.: Ну, вот и Даньку вам!

Ирина: Никитка… Ой, прелесть!

Корр. (одновременно): И Никитку.

Ирина: Ах! Викуся!.. Какие имена хорошие, какие детки прям…(прочувствованно) Спасибо большое!

Но все-таки фотографии – это одно, а личная встреча с ребенком – совсем другое. Вот как это происходило в Иркутске.

(Слышны шаги. В комнату входит нянечка с нарядной Викой на руках)

Артем: Здравствуйте!

Сотрудница ДР: Здравствуйте! (протягивая ребенка супругам): Держите нашу красавицу.

Ирина (берет малышку на руки): Привет!

Сотрудница ДР: Ну, я здесь буду.

Ирина: Ага, хорошо, спасибо.

Артем (одновременно): Да-да-да.

Ирина: Привет, зайка! Кто там, а?

Артем: Ку-ку, Викуся!

Ирина: Вот они мы какие! А-а! Полетели-полетели-полетели. Вот она я, красавица щекастая.

Артем (одновременно): Слушай, у нее зелененькие глаза.

Ирина: Серо-зеленые.

Артем: У нас голубоглазики уже есть (смеется).

Ирина: Ну-ка, иди-ка к дяде. (передает ребенка Артему) А ты вот так вот возьми на ручки. Ты прям напряжен, расслабься.

Артем: Я ребенка держу (Ирина смеется).

Корр.: Волнуется.

Артем: Я аккуратен. Как интересно, да, Викуль? На руках ей понравилось, слезать не будет. Я к ней уже привык. Кнопочка такая (смеется).

Ирина: И голову держит отлично.

Артем: Да-да-да.

Ирина (корреспонденту): Мне девчонки говорят: «Мама, ты без нас им игрушки не покупай!» Ну, мы взяли пару погремушечек, я говорю, ладно, обещаю, поедем вместе.

Корр. (одновременно): Ну и правильно.

Артем: Для наших она будет самая родная. Они ее сами будут растить (смеется). Красивые глазки.

Ирина: «Да, я тут буду королевишна!»

Артем: Самая младшенькая, (смеется) а младшеньких всегда больше любят.

Ирина: Так, давай я заберу.

Сотрудница ДР: Вот она… Все, вцепилась уже, все.

Артем: А она да, она прям это…

Ирина (машет девочке): Пока-пока-пока-пока.

Артем: Пока, до завтра!

В тот же день Ирина с Артемом смогли увидеться и с братьями Вики. Встреча была недолгой, однако супруги успели понять: это ИХ дети. И сразу подписали согласие. А на следующий день, когда снова пришли в дом ребенка, обрадовались, увидев СВОИХ мальчишек.

Артем (умильно): Смотри, улыбаются…

Ирина: Здравствуй, мой хороший! Скорей-скорей-скорей-скорей!

Сотрудница ДР: Мы уже немного даже поплакали.

Ирина: Я так соскучилась! Тоже иди скорей. Да, тоже. Ути, мой маленький! (целует)

Артем: Не бойся.

Ирина: Ну, сейчас он, подожди.

Артем: Ну, ладно, он к тебе… да.

Ирина: Соскучился, а? Ты ждал меня, да? Давай мы Никиту дадим дяде Теме. Держи! (детский писк) Что, нет? Не пойдешь? Ну пойди, посиди немножечко (детский писк). Ой-ой.

Артем (одновременно): Ути, не бойся.

Ирина: Тихо-тихо.

Артем: Привет. Ну, как ты тут? Играть будем? Пойдем поиграем. Оп!

Ирина (Дане): Привет. Как дела? Хорошо? Мы с тобой, вроде, вчера уже разговаривали. А сегодня поговоришь со мной? Дань, пойдем другие игрушки искать? Оп-па! Ну-ка, пойдем. Вот, смотри. Давай, во что будем играть?

Артем (играет с Никитой): Где наш паровозик? Паровозик-паровозик. (стук игрушки) Смотри, как он сейчас – оп! Давай ты теперь паровозик бери. Вот, молодец! Щекастик такой, да?

Корр.: Угу.

Ирина: Я тебе могу дать вон ту, попроще, деревянную. На!

Артем: Как дела-то? А? Все хорошо?

Ирина (одновременно): Расскажи.

Артем: Это кто, твой братик?

Ирина: Ой, хомячок какой!

Артем: Еще поиграем? Когда чем-то занимается, он очень сильно увлекается.

Ирина: Как, по идее, нормальный ребенок должен в этом возрасте чем-то увлечься.

Артем: Ой, а крышечку-то мы не поставили с тобой.

Ирина: А нам и так интересно. (смеются)

Артем: Сейчас мы крышечку поставим – опять будем кубики кидать, да? Смотри. Нет, не лезет. (стук кубиков) Оп, молодец.

Ирина: Это кто там? Скажи – я! Кто там? Никита! Папа, быстрей смотри: это кто?

Артем: О-о! Улыбашки-и!

Ирина: Ура-а! (целует) Кто там? (детский писк) Что за мальчик такой красивый? Скажи – я! Смотрите-смотрите, я его рассмешила.

Артем (одновременно): Да-да (детский писк).

Ирина: Что такое? Кто там в зеркале? Что это за мальчик? Там Никита?

Артем: Ну, разобрался как тут все ездит-то, да? Вот так, молодец (детский писк). Да-да-да, по рельсикам вниз, вот молодец! Красавцы! Подстрижем дома. Оброс.

Ирина: Хороший цвет.

Артем: Вот я светленький, а брат у меня вот такого цвета. Не светло-русый, а темный.

Ирина: Ну и ладно.

Артем: И глаза как у тебя… (счастливо улыбается) Наши дети!

Глава 5. СВЕТА

И. Зотова: Я обращаю внимание родителей: мы подбираем детям семьи, а не семьям детей. Поэтому мы исходим из интересов детей. И, как бы нам не хотелось думать, что мы каждый себе подбираем ребенка, мы все равно исходим из того, будет ли хорошо конкретным детям в конкретной семье.

Так на одном из традиционных вечерних родительских собраний сформулировала основную идею «Поезда надежды» руководитель проекта Инна Зотова. Надо сказать, что начальник отдела опеки города Иркутска Анна Самсоненко придерживается той же мысли. Это выяснилось еще на этапе подготовки поездки, когда Анна Валентиновна просила нас найти родителей для ребят, которые сами очень хотят в семью. А еще – для тех, кому, по ее мнению, родительская забота особенно необходима. Среди присланных нам анкет были и данные 7-летней Светы.

Корр.: Вот насчет Светы хотелось бы узнать. А у нее там какая история-то?

А. Самсоненко: Ну, отобрание было. Мамка непутевая. Так скажем, не может она воспитывать, не хочет, видимо. Она могла соседям отдать ребенка. Не считала, что нужно в школу записать и так далее.

Анна Валентиновна очень обрадовалась, узнав, что с нами в Иркутск отправятся москвичи  Анна и Анатолий, которых она хорошо помнила с осени 2008 года. В тот раз супруги увезли на «Поезде надежды» полуторагодовалого Федю. К тому времени у Анны с Анатолием уже было четверо детей, в том числе приемная дочка. А с тех пор эта дружная семья приняла еще трех девочек. Старшие дети уже успели стать взрослыми и самостоятельными, и теперь охотно помогают родителям.

Анна Валентиновна сразу сказала, что это была бы идеальная семья для Светы, и попросила обязательно передать супругам анкету девочки.

А. Самсоненко: Я знаю, что они хорошие такие родители, и они ее адаптировать смогут.

Анна и Анатолий тоже хорошо помнили Анну Валентиновну. И когда супруги пришли в иркутский отдел опеки за направлением на знакомство с ребенком, они решили довериться ее мнению. В детском доме, прежде чем встречаться со Светой, москвичи ознакомились с ее документами. А заодно посоветовались с руководством учреждения, как лучше начать общение с девочкой, чтобы не травмировать ее. Поскольку Анатолий – художник, было решено, что он проведет урок рисования сразу с несколькими ребятами.

Воспитатель: Здравствуйте!

Анна: Здравствуйте!

Дети (вразнобой): Здравствуйте!

Корр.: Вот сколько ребят пришли рисовать. Это волшебный художник, который учит всех рисовать.

Анатолий: Я хотел посмотреть, как вы рисуете, ладно? Нарисуешь, мне что-нибудь, ладно? (очень тихо) Как тебя зовут?

Кристина (шепотом еле слышно): Кристина.

Воспитатель: Вот Светочка.

Корр.: Как вас зовут, художники?

Артем: Меня Артем.

Анна: Артем? Садись сюда.

Корр.: А это Витя, да, рисует?

Анна: Сколько тебе лет, Вить?

Витя: Десять.

Анна: В каком ты классе учишься?

Витя: В четвертом.

Анна: Любите рисовать-то?

Света: Да.

Анна: Да? Нравится? Кристина уже большая… Кристин, сколько тебе лет-то уже?

Кристина: 13.

Анна: О, ну большая девчонка совсем. Свет, а тебе сколько?

Света: Семь.

Анна: Семь, да? А что любишь рисовать?

Анатолий (одновременно кому-то из ребят): Вот ластик… на ластик.

Света: Что-нибудь.

Анна: Что-нибудь? (смеется)

Света: Ага.

Анатолий: Нарисуй просто из головы любую зверюшку, какую хочешь.

 Света: Здесь посуду?

Анатолий: Да. Чашечку, блюдечко и… на тебе вот этот карандашик.

Анна: Света, а у тебя какое любимое животное?

Света: Птицы.

Анна: Птички? А какие?

Света: Чайки.

Анна (с удивлением): Чайки нравятся, да? А ты видела чайку?

Света: Ага.

Анна: Большая была?

Света: Ага.

Анна: Ну давай. Чайку трудно рисовать? Или нет?

Света: Трудно.

Анна: Трудно? (с улыбкой) Ну попробуй. Это крылышки у нее, да?

Света: Ага.

Анна: А клювик?

Света: Вот он.

Анна: Вот и клювик. А глазик есть у нее там?

Света: Вот он!

Анна: И ротик, да? Или носик это? Что? (смеется вместе со Светой)

Корр.: Посмотри, Свет – дядя художник рисует… Лошадь? Кто первым угадал, что это лошадь?

Анатолий (одновременно): У них очень мягкие губки. Кто-нибудь кормил лошадь с руки? Ей на ладони даешь – она так: фр-р-р!

Света: Я только голубей кормила.

Анна: Кого кормила?

Света: Голубей.

Анна: Голубей? Они прямо с руки у тебя ели?

Света: Ага!

Анна: Ммм. Они тебя не боялись?

Света: Не-а, на руку вот так садились и ели.

Анна: Ух, ты. Вот это да.

Позже Анна поделилась впечатлениями от этой встречи.

Анна: Мне Света понравилась. Мне надо, чтоб мужу понравилась.

Корр.: Но ему нравится?

Анна: Он говорит, хорошая девочка.

На вечернем собрании сказал несколько слов и Анатолий.

Анатолий: Мы хотим дальше еще встретиться несколько раз со Светой, потому что одного раза мало все-таки, надо пообщаться. Ну, так как у нас на нескольких детей заключение… мы взяли направление еще на девочку в тот же детский дом, где и Света.

Москвичи действительно подумывали увезти с «Поездом надежды» не одного ребенка, а двух девочек или мальчика и девочку. Анатолий провел еще несколько мастер-классов по рисованию. Однако ни в ком из ребят супруги не почувствовали родственную душу. А вот со Светой отношения потихоньку налаживались.

Воспитатель: Света, ты хочешь погулять?

Света: Не-а.

Воспитатель (расстроено): Не хочешь…

Анна: А мы сейчас с ней пойдем… нам директор разрешил… знаешь, куда с тобой погулять сходить? В парк.

Воспитатель: Ты ходила с девочками в парк?

Света: Не-а. Ни разу не ходила.

Анна: Ни разу. Ну вот. Давай сходим?

Света: Ага.

Воспитатель: Ну, пойдемте тогда одеваться?

Света: Угу.

Анна: Пойдем, оденься. Будем гулять с тобой в парке, на карусели сходим.

(фоном звучит музыка в парке, голоса Анны и Светы)

Парк оказался совсем рядом с детским домом. Света вдоволь накаталась на разных аттракционах.

Анна: Ну что, пойдем еще погуляем немножко, да?

Света: Угу.

Анна: А нам, видишь, уже позвонили по телефончику, сказали, что обед у вас скоро, и мы спросили у директора: «Можно ли нам Светочку в гости взять, чтоб она к нам поехала?» Она разрешила. Так что поедем в гости… посмотришь, с кошечками проиграешь, да?

Света (радостно): Ага!

Анна: У нас три сфинкса! (смеется)

Анатолий (начинает говорить одновременно с Анной): Бывают кошки мягкие, пушистые, а у нас без…

Анна (подхватывает): Без шерстки, как будто лысенькие.

Т. Павлова, психолог выездной службы сопровождения семей (Анне): Ты ей скажи, когда вы в гости поедете. Да, что завтра еще придете, а в гости…

Анна: Нам еще договориться нужно с директором, когда поедем…

Т. Павлова (одновременно): Вещи же еще надо собрать еще! Кто в гости еще с тобой? Игрушка, кукла…

Анна: А вот куклу мы ей дарили… (Свете) Да? Куколку…

Т. Павлова: Кукла же тоже поедет с тобой? (Света кивает)

Анна: Куклу  тоже возьми. Пусть тоже поедет в гости, да?

Т. Павлова: Надо ж еще с куклой договориться, правда?

Анна: Да.

Света (одновременно): Ага!..

Глава 6. КАРИНА

Виктория и Виталий    живут в Санкт-Петербурге. Пять с половиной лет назад бездетная пара отправилась с «Поездом надежды» в Екатеринбург и нашла там дочку, четырехлетнюю Вику. Уже довольно давно Виктория с Виталием подумывали о втором ребенке, да и Вика просила сестричку, поэтому супруги вновь стали пассажирами нашего «поезда». В иркутском отделе опеки им предложили познакомиться с маленькой Каринкой двух с половиной лет от роду. Перед дверями дома ребенка Виктория заметно волновалась…

Виктория: Что говорить-то уже? Как знакомиться с детьми-то – уже не помнишь… (смеется)

Корр.: Да оно само придет, мне кажется, маленькие все-таки… это вон к десятилетнему поехали – там проблема, а тут…

Но вот позади обязательное знакомство с личным делом Каринки, наступает такой сложный и такой долгожданный момент встречи…

(слышны звуки дома ребенка, временами детский плач)

Корр.: Вот идет …

Воспитательница: Кариша.

Корр.: Хорошенькая.

Виталий: Карина, Карин!

Воспитательница: Ну, она пока боится вас…

Виталий: Как спала?

Воспитательница: Спит она хорошо.

Виталий: Кушает тоже, да?

Воспитательница: Ой, ну, по ней видно, что кушает она хорошо… (все смеются) Она стесняется. Вообще, она ласковая девочка.

Виталий: Пойдем, поиграем. Дашь, мне пальчик? Какой у тебя любимый пальчик?

Виктория: Ты на такой лошадке каталась?

Виталий: Садись, покатаемся. Не, не хочешь?

Воспитательница (шепотом): Она стесняется просто.

Корр. (тихо): Это хорошо.

Воспитательница: Вы не смотрите на то, что она такая пухленькая, она очень подвижная у нас, такая шустрая!

Виктория: А так не скажешь…

Виталий: Правда, что ли?

Воспитательница: Да и на улице она… вот видите – вот там ракушка такая металлическая со ступеньками – она залазит и вот так, как большая, спускается вниз. Она молодец, хорошая помощница. Что не скажешь – все делает, покладистая такая девочка. Добрая. На занятия любит ходить, на музыкальных танцует, приплясывает, старается. Умница!

Виталий: Поиграем в мячик? Да? Давай! (кидает мячик)

Каринка (откидывая мячик): Ап! (Виктория смеется, подбадривает Каринку, слышны одобрительные восклицания и смех воспитателей)

Каринка: Ти!

Виктория (глядя на развеселившуюся Каринку): Совсем другой ребенок! Да?

Корр.: Ну она, как положено, сначала поскромничала… Все правильно!

Когда пришла пора расставаться, Каринка крепко обняла Викторию.

Соцпедагог: Ну, вы не можете принять решения, да?

Виталий (тихо): Можем.

Виктория: Ну, у нас вроде папа говорит, что да.

Соцпедагог: Да?

Виталий: Да.

Виктория: Ну нравится!

Корр.: Но мне кажется, подумать вам надо… или как?

Виталий: Упаковывайте, а что тут спать?

Корр.: А куда спешить-то?

Виталий: Некуда, конечно.

Виктория: Не… ну, хорошо, я вот полностью полагаюсь…

Корр.: Подчиняюсь, да?

Виктория: Нет. Не то что я подчиняюсь, да, просто когда Вика была, я тоже была совершенно в прострации.

Корр.: Ну да, там папа в основном бегал с Викой, я помню.

Виктория: Ну да, я уже на второй день подключилась… (смеется)

Виталий: Давайте мы еще завтра заедем.

Корр.: Да, хорошо. Если захотите, можете завтра Ольгу Владимировну захватить с собой.

Соцпедагог: Кого?

Корр.: С нами врач приехала.

Несмотря на совет не торопиться с решением, на родительском собрании Виталий высказался вполне определенно.

Виталий: Ну, я настроен-то решительно, в общем, и положительно. Мы еще завтра съездим, конечно, но, скорее всего, мы подпишем согласие.

О. Резюкова: Он порывался сегодня…

И. Зотова: Да мне… разведка донесла,  что вы уже сегодня порывались.

Виталий: Уже все ясно, картина понятна…

И. Зотова: Ага… там есть какие-то диагнозы, которые нужно показать Ольге Владимировне?

Виталий: Понимаете, ребенок в этот раз попал в дом ребенка из больницы. Первый раз она попала туда, когда ей было три месяца. Потом мама ее забрала, а потом она уже попала туда через реанимацию. Она была в коме… Но сказали, что, вроде как, без последствий.

И. Зотова: Ну, понятно, Виталий. Но вы ж понимаете, что ребенок, который перенес такое, требует серьезной реабилитации, да?..

Виктория: Ну, так она живенькая девочка… у нее и координация движений…

Врач О. Серкова, врач (издалека): Ну, травма бывает и отдаленной…

Виталий: Ну вот мы пытали главврача, чего нам ожидать. Но она сказала, что, в общем, проблем быть не должно…

О. Серкова (издалека): Выписка есть из?..

Виктория (не дослушав): Да, там есть, нам зачитывали выписку.

Виталий: Там толстая книжка… мы ничего не поняли… там много умных слов …

О. Серкова: Историю надо смотреть…

И. Зотова: Хорошо. Тогда завтра вы едете в дом ребенка, и Ольга Владимировна с вами.

А на следующий день…

И. Зотова: Мне бы очень хотелось узнать, как прошла встреча нашего врача в доме ребенка с Кариной? И какое решение принято? Ольга Владимировна, что там с Кариной?

О. Серкова: Не знаю, как родители решили, но я им дала зеленый свет! (смеется)

И. Зотова: Так, и что родители?

Виталий: Мы зеленый свет дали еще вчера.

И. Зотова: Да, но мы встали на пути. Поставили большой бронепоезд, перекрыли дорогу…

Виталий (продолжает): В принципе, мы уже были готовы…

И. Зотова: Иииии?

Виктория: И подписали согласие.

Виталий: Поехали в опеку, подписали согласие.

И. Зотова: Мы сегодня тоже  были в доме ребенка. И там очень много приятного сказали об этой семье. И я так поняла, что главный врач не будет возражать, чтобы Карина отправилась в Санкт-Петербург.

Женский голос: Главный врач здесь.

Главврач дома ребенка: Я очень рада, очень рада. Замечательная семья, очень компетентные внимательные родители. Такие замечательные, трогательные взаимоотношения между ребенком и родителями. Ребенок, конечно, не сразу принял. Девочка своих знает, чужих отличает, но достаточно небольшого времени было достаточно для того, чтобы ребенок почувствовал доверие: вместе играли, общались. Карина раскрепостилась и признала папу главой семьи. Вручила телефон папе! (смется)

Виталий: Да. Она у всех собирала вещи и относила мне. (общий смех)

Главврач: Все в дом. Хозяйство!

Виталий: Все в дом. Все в дом.

И. Зотова: Хозяйственная девочка.

Главврач: Почувствовала семью, всё. Мы очень рады за Карину и надеемся, что родителям тоже будет комфортно с этим ребенком. Хорошо, мы «за».

Глава 7. АЛЕША И АЛЕНА

Татьяна и Виктор – самые давние наши знакомые в этом рейсе. Они ездили с «Поездом надежды» в Вологду весной 2008 года. И увезли домой, в Ямало-Ненецкий автономный округ, 7-летнюю дочку. Сейчас Свете уже 15, а семья успела перебраться в Саратовскую область. В Иркутск Татьяна и Виктор отправились, чтобы стать родителями еще одного ребенка. Или даже двух. Вот только супруги никак не могли решить, кого хотят – сына или дочку, постарше или помладше. В итоге сначала они взяли направление на знакомство с 7-летним мальчиком.

(скрип двери)

Татьяна: Здравствуйте!

Воспитательница: Здравствуйте. Проходите, пожалуйста.

Элина, приемная мама-волонтер (шепотом): У вас спят ребятишки?

Воспитательница (тоже шепотом): Да, спят.

Мальчик, с которым Татьяна и Виктор собрались познакомиться, как раз не спал, и супруги смогли с ним пообщаться. Но разговор все никак не клеился. А тут и остальные ребята начали просыпаться. (слышно, как со скрипом открывается дверь, звучат голоса детей и воспитателя) Элина, которая сопровождала семью в тот день, решила отвлечь детей.

Воспитательница: Ну, сончас у нас закончился. Ребята, к нам гости пришли, поздоровайтесь.

Элина: Здравствуйте, детки!

Дети: Здравствуйте.

Элина: Привет. О, какой, юноша. Привет.

Воспитательница: Андрюша, иди, одевайся.

Элина: Ах! Какие там косы красивые.

Воспитательница: Аленочка, подойди, пожалуйста.

Элина: Можно я посмотрю твои красивые косички? Ой, какая красотка! Какие вы все красивые! А вы послушные?

Дети: Да.

Элина: Молодцы! А вы любите учиться?

Дети: Ага.

Элина: О, классно! Вы на следующий год все пойдете в первый класс?

Дети: Да.

Воспитательница: Они на улицу потихоньку будут все собираться.

Элина: Ребятки, мы вам тогда скажем до свидания!

Дети: Пока! До свиданья!

Из детского дома Татьяна с Виктором вышли в задумчивости.

Виктор: Всех жалко. Всех брать надо.

Однако единодушия в семье по-прежнему не наблюдалось: Виктору понравился в группе один из мальчишек, а Татьяне – девочка.

Татьяна: А мне Алену. Тебе Никиту, а мне Алену. Вот такие дела. Приедем. Поспим. Подумаем. Порешаем.

Но до того, как у Татьяны появилась возможность поспать и подумать, было еще родительское собрание…

И. Зотова: Татьяна и Виктор, как сегодняшний день прошел?

Татьяна: Мы сегодня посмотрели по журналу, подобрали. Ребенок хороший, но с ним надо очень много заниматься и лечить. Его надо в большой город, где хорошо развита медицина. У нас такой возможности нет.

И. Зотова: Да, вам в сельскую местность… Все понятно. Значит, вам нужно с утра отправляться в региональную базу данных на подбор ребенка, да?

Татьяна: Конечно.

На следующий вечер Инна Зотова начала собрание с вопросов к саратовцам.

И. Зотова: Итак, Татьяна и Виктор сегодня должны были отправиться в региональную базу данных…

Татьяна: Мы не ходили в региональную базу.

И. Зотова: Не ходили…

Татьяна (продолжает): Мы вчера с другими детьми видели Алену. И сегодня взяли на нее направление. И решили мальчика еще посмотреть одиннадцати лет. Мы познакомились сначала с девочкой: поиграли, посмотрели… Ну мы решили с мужем, что девочка эта наша. А потом уже дождались мальчика из школы и познакомились с мальчиком. Первое впечатление – очень хорошее. Ребенок просто… был зажат в себе. А когда начали беседовать с ним, открылось, что он очень скромный. И с ним тоже решили… объяснили, что мы берем  еще девочку, ты не против?

И. Зотова: То есть подождите, вы и мальчика, и девочку хотите в результате взять?

Татьяна: Да, мы и мальчика и девочку… у нас заключение на двоих детей.

Виктор: Уже документы готовы.

И. Зотова: Вы подписали согласие на двоих?

Татьяна: На двоих.

И. Зотова: А вы хорошо подумали? Может, надо было переспать с этой мыслью?

Виктор: Мысль-то – она уже лет десять вынашивается…

И. Зотова: Как вам дети, Виктор?

Виктор: Ну, отличные ребята. Я зашел к Алексею, да. А ты, говорю, что любишь, а? Он, ну то, то люблю: рыбалку, охоту, грибы там… Говорю: Все есть! А на чем кататься любишь? Велосипеды есть, скейтборды, коньки – все есть… Полная воля – гоняй по степи, куда хошь! И я, что кота за хвост тянуть: «Готовься, поехали!» (общий смех) У него глаза квадратные такие! Ну, нашли общий язык, нормально.

Татьяна: Оказалось, что суп гороховый он любит и умеет готовить. А наш папа тоже суп гороховый любит…

И. Зотова: В общем, вы нашли точки соприкосновения.

Виктор: Я ему говорю: золотых гор не обещаем, но будем жить нормально.

И. Зотова: Прекрасно! Хорошо, спасибо вам огромное. Меня теперь интересует служба сопровождения, которая была с этой семьей. Ваши впечатления?

Говорит психолог Татьяна Павлова.

Т. Павлова: Так случилось, что мы были в этом детском доме, фотографировали детей. И мне показалось, что один из мальчиков как раз бы подошел этой семье…

И. Зотова: Одиннадцатилетний мальчик?..

Т. Павлова: Одиннадцати лет, да. Сначала пошли общаться с маленькой. Аленка – она прям сразу пошла к маме. И они там сидели что-то рисовали, обсуждали, секреты уже какие-то там пошли на ушко.

И. Зотова: В общем, мама нашла общий язык.

Т. Павлова: Да. Я немножко волновалась на тему, как они будут с папой общаться. Папа сказал: «Я понял. Мое!» (смех) Все. Пообщались не так чтоб долго, потому что уже ей и спать пора…

И. Зотова: Аленке шесть?

Т. Павлова: Да. Потом мы перешли в соседний корпус и… во-первых, я не узнала как мальчик себя вел, Алеша… Он вчера прям стеснялся даже фотографироваться. А тут Виктор столько разговаривал, что он понял, (со смехом) что уже можно расслабиться… и начал тоже что-то говорить. И в итоге, там и про грибы и как он сено куда-то возил, и что он пилил… в общем, много было точек соприкосновения…

Татьяна: Мужики разговаривали!..

Т. Павлова (продолжает): …как-то по-мужски у них так все очень хорошо получалось. В конце они как-то так конкретно договорились, что они едут уже. Детский дом не возражал. При этом сказали, что он хорошо относится к младшим. Он достаточно спокойно отнесся к тому, что он не единственный там будет. И он очень хотел в семью! У него было на лбу написано, что… (со смехом) ну, помогите мне, и я поеду! Детский дом на самом деле очень хорошо поработал и подготовил его в семью.

Виктор: Он просто вырос в пригороде, типа совхоза. Отец тоже имел хозяйство, траву косил.

И. Зотова: То есть он в привычную среду вернется… в деревню, все будет знакомое, родное.

Виктор: Да. Он вырос. Все знает.

И. Зотова: Детский дом не возражал?

Женский голос: Руководитель здесь.

И. Зотова: Тогда давайте выслушаем принимающую сторону.

Директор детского дома: Наше мнение, что это очень достойные люди. Эти дети достойны хорошей семьи. Эти люди дадут им столько, сколько учреждение дать не сможет при всем нашем желании. Поэтому за детей мы очень рады! И на самом деле психологи работают и с более старшими детьми, объясняя, что каждому ребенку нужна семья.

И. Зотова: Значит, завтра вы отправляетесь к детям продолжать налаживать контакт …

Т. Павлова: Там скорее настраивать на дорогу уже… потому что, например, Аленка – она никогда не ездила…

И. Зотова: Понятно.

Татьяна: Аленка спросила меня: «А когда вы меня отсюда заберете?» Я ей посчитала дни. И Алексей… не в такой форме, но тоже спросил.

Глава 8. ВАНЯ

Ирина и Вано из Белгорода участвовали в крымском рейсе «Поезда надежды». Из Симферополя они привезли первенца, 3-летнего Даню. Прошел всего год, а супруги уже решили, что Дане нужен братик. Или сестричка. В Иркутске Ирина и Вано взяли направление на знакомство с двухлетним мальчиком, однако малыш очень испугался незнакомых людей и идти на контакт наотрез отказался: все время плакал. На следующий день расстроенные белгородцы снова отправились к региональному оператору банка данных. Там им предложили познакомиться с полуторагодовалым Сашей.

Воспитательница: Здравствуйте! Вы же еще Сашу не видели?

Ирина: Нет, мы еще не видели. (увидела малыша) Привет. Вот он стоит.

Воспитатели наперебой (обращаясь к Саше): Привет! Привет, Сашка!

Воспитательница: Идите, знакомьтесь.

Вано (наклоняясь к малышу): Ой ты мой хороший!..

 (Саша громко испуганно кричит)

Ирина: Он боится мужчин.

Воспитатели наперебой: Дяди для нас – диковинные товарищи. Вы дядю сразу не навязывайте. (Саша снова громко кричит, плачет)

Воспитательница: Он спал. Он спросонья. (берет малыша на руки) Санек, ты чего? (Саша уже спокойно агукает)

Воспитатели наперебой: О! Он своих-то знает очень хорошо, и он контактный. Подождите, немножко попривыкнет… (веселый крик малыша)

Чтобы дать испуганному малышу немного успокоиться, его увели в группу. А Ирина с Вано перешли в кабинет психолога, чтобы чуть позже повторить попытку. Обстановка в этой комнате способствовала общению: вокруг столько интересного и в то же время – ничего раздражающего. Да и самим супругам требовались поддержка и совет.

Психолог: Это оттого что он скован, оттого что он смущается, оттого что он вас не знает. Не знает, чего ожидать от вас.

Ирина (одновременно): Да, да, конечно.

Психолог (продолжает): Эта реакция естественная для ребенка такого возраста.

Ирина: Мы готовы к этому.

Психолог: Сейчас что-нибудь покажите ему для знакомства, какую-нибудь игрушку. Ею поманипулируйте… У вас есть игрушечка?

Ирина: У нас есть белочка. Она мягкая такая. Маленькая…

Психолог: Белочку достаньте. (привели Сашу) Саша! Привет! Смотри, кто у нас тут!

Ирина: Иди ко мне скорее. Посмотри, какая игрушечка! (звон погремушки) Ах! Смотри, смотри, смотри, какая…

Вано (одновременно): Что дядя даст! Смотри, какую игрушечку даст. (начинает пускать мыльные пузыри)

Психолог: Ой, да он любит пузыри ловить! Ах! Вздохнул так!

Вано (одновременно): Смотри, смотри!

Психолог: Ой, смотри Саш, лови… смотри, к тебе летит.

Вано: Сколько шариков, смотри.

Ирина: Ооо-па!

Дело потихоньку шло на лад. Правда, Вано переживал, что Саша не тянется к нему так, как потянулся год назад Данька. Вано не был уверен в своих чувствах к малышу. В отличие от Ирины…

И. Зотова: Так, Ирина и Вано. Как дела?

Ирина: Нам показали мальчика. Зовут его Александр. Год и пять.

И. Зотова: И что?

Ирина: Мы подписали согласие.

И. Зотова: И что вы планируете делать дальше? Согласие позволяет вам не забирать ребенка сразу, если у вас есть вопросы по медицине, провести независимое медицинское обследование, дождаться результатов, потом вернуться и забрать ребенка. Если вы планируете забирать ребенка сразу, вы должны очень четко понимать, что вы принимаете ответственность на себя, и никаких возвратов быть не может.

Ирина: Мы все понимаем.

И. Зотова: Я хочу, чтоб это слышали все, и чтобы все, кто участвует в нашем общем деле, это очень четко осознавали. Пока мы еще здесь, на берегу, пока еще дети находятся в учреждениях, у вас есть возможность остановиться и подумать, несмотря на подписанное согласие. Но, забрав ребенка, у вас нет возможности ребенка вернуть. Моральной возможности нет.

Вано ( тихо): Естественно…

И. Зотова (продолжает): Лучше не берите! Может быть, я жестко говорю. Ну, извините.

Голоса из зала: Но правильно…

И. Зотова: В этой связи, какое решение принимаете вы? Вам нужно подумать?

Ирина: Нет. Мы приняли решение и все.

Однако оказалось, что не все. Это решение не было общим. Ирина буквально влюбилась в Сашу, а Вано по-прежнему сомневался: подписав документы в отделе опеки, он лишь уступил желанию жены. Заметив, что в семье возник серьезный разлад, специалисты нашей службы сопровождения, конечно, не могли остаться в стороне. Они долго беседовали с белгородцами и смогли убедить их откровенно поговорить друг с другом о своих чувствах. Наутро, после бессонной ночи и долгих раздумий Ирина и Вано сообщили, что оформлять опеку над ребенком они не готовы. Надо сказать, что подобные решения в «Поезде надежды» никогда не осуждаются. Даже наоборот.

И. Зотова: Я бы очень хотела поддержать Ирину и Вано в том решении, которое они приняли, потому что самое главное – не ошибиться и не сделать так, чтобы страдали дети. Дети, которые у нас уже есть, и дети, которых мы пытаемся сделать своими. Вот для того, чтобы не сделать ошибку, не испортить жизнь этим детям, взрослым иногда приходится поступиться своими желаниями и вовремя остановиться… Для того чтобы подумать, определится и договорится между собой, для того чтобы все сделать правильно. Потому что самое важное – это когда ребенок появляется в правильной семье в правильное время, но не у всех это время настает в «Поезде надежды». Вы все были с нами в предыдущих «поездах» и знаете, что у нас практически в каждом поезде были семьи, которые вовремя останавливались. Сейчас все эти семьи с детьми. Они нашли своих детей в другом месте или в том же месте, но в другое время. Я понимаю, как непросто вам было принять это решение, но вы большие молодцы, что вы его приняли, что вы остановились, и что вы, наверное, не оставите идею: вернуться к мысли о втором ребенке. Наверное, так?

Ирина: Так точно.

И. Зотова (аплодисменты): А мы будем рядом. Спасибо вам огромное! (аплодисменты) Но я вам хочу сказать, что это еще не все! Сейчас я увижу удивление в ваших глазах. Наверное, нет другой радиостанции, где столько приемных детей в семьях журналистов. Вот у нас Ира съездила в июне в командировку в Кемерово, вернулась с ребенком, Георгий Валентинович в свое время в Находку слетал, тоже с ребенком вернулся. Татьяна Юрасовская и Оксана Тиме тоже нашли детей, что называется, «на рабочем месте». А в этот раз в командировку ездила Наташа. И сегодня она позвонила, сказала: «Инна, я стала мамой Вани!»

Наталья: Да, у меня производственные роды случились! (общий смех)

Женский голос из зала: Как зовут?

Наталья: Иван. Он родился в понедельник, так же как и я. Так что все веселые песенки про нас с ним! (аплодисменты)

И. Зотова: Просто Наташа пришла как-то ко мне и говорит: «Вот, я хочу, я как бы с вами». Мы ей предложили сделать пакет документов, пройти школу приемных родителей. Обычный стандартный набор. Наталья все это сделала. Перед поездкой с «Поездом надежды» опять пришла, я говорю: «Положи пакет документов на всякий случай»… Она говорит: «Да не, я не могу. У меня проекты». Я говорю: «Знаешь, ты на всякий случай договорись, потому что иногда бывают преждевременные роды, особенно в «Поезде надежды», (смешки в зале) и особенно в Иркутске». А теперь – вот.

Наталья: Но, это именно так, и, видимо, какая-то волшебная интуиция позволяет и вам, Инна, и Анне Валентиновне буквально вот все сходу. То есть я появляюсь в 11:30 в опеке, накануне оставляю там пакет документов, чтобы меня тоже зарегистрировали. А я поглощена новой темой, потому что я как журналист работаю пятнадцать лет, но ни разу не работала как журналист «Детского вопроса». И вот со вчерашнего дня, с 11:30 моя жизнь изменилась навсегда!

Женский голос из зала: И теперь вы уйдете в декрет.

Наталья: Да. Я уже заявила. И весь отдел сегодня был парализован, пиар-отдел «Радио России». (в зале возбужденно-радстный гул)

Женский голос из зала: Никто не ожидал.

Наталья: Да.

И. Зотова (со смехом): Я думаю, что с нами больше журналистов «Радио России» в командировку отправлять не будут, потому что они плохо заканчивают…

А. Самсоненко: Наоборот, очень хорошо начинают, я бы сказала. Это же новый этап!

Эпилог

Новый этап наступил совсем скоро: в субботу все маленькие пассажиры «Поезда надежды» готовились навсегда покинуть казенные стены.

Игорь

С самого утра Игорек ждал, когда же на пороге появятся его мама и папа. Наконец они приехали.

Корр.: Здравствуйте.

Игорь: Здрасьте.

Корр.: А это Игорь?

Ольга (смеется): Стесняется.

Корр.: Что ты стесняешься-то? На рыбалку пойдем?

Игорь (одновременно, тихо): А я не рыбачил.

Корр.: А будешь!

Ольга: Надо попробовать.

Корр.: Ты попробуешь, тебе сразу понравится. Тем более, у тебя и бабушка с дедушкой рыбаки.

Света, Оля и Наташа

Так получилось, что в одном из детских домов ждали сразу двух Анн: одна из них стала мамой Оли и Наташи, а другая вместе с мужем Анатолием приехала за дочкой Светой.

Анна (мама Светы): Рада нас видеть?

Света: Да.

Анна (мама Светы): Да?.. Прическа прям у тебя! Может, ты парикмахером будешь, когда вырастешь?

Света: Я хочу певицей стать.

Анна (мама Светы): Кем?

Корр. и Света (хором): Певицей.

Анна (мама Светы): Ну все, значит тогда на пение надо. Надо заниматься, кто певицей хочет стать, да? Девчонки, вы что-нибудь кушали?

Света: Да.

Анна (мама Светы): Что вы кушали?

Сотрудник ДД: Кашу.

Света (одновременно): Кашу.

Анна (мама Светы): Твою любимую? Ты же любишь кашу молочную?

Света: Да.

Анна (мама Светы): Какая каша была?

Света: Не знаю, как называется, не помню.

Анна (мама Оли и Наташи): Короче, каша.

Сотрудник ДД: Зайка наша. Прям похожи с Наташей вы!

Анна (мама Оли и Наташи): Ничего не забыла?

Наташа: Ниче!

Сотрудник ДД: Наташа! Ты готова?

Наташа: Да.

Сотрудник ДД: Письма мне писать будешь?

Анна (мама Оли и Наташи): Будем естественно!

Сотрудник ДД: Ну ждем от вас фотографий. Оля, пиши, хорошо? Я буду всем приветы передавать, потому что я почту первая открываю и всегда буду видеть, что вы мне прислали, хорошо?

Анна (мама Оли и Наташи): Ага.

Карина

Сложно сказать, кому – родителям или детям – часы ожидания дались тяжелее. Взяв маму за руку, малышка Карина решила, что больше нельзя терять ни минуты.

Виктория: Ты куда меня ведешь, Кариночка? А, все, пошли типа (смеется) отсюда?

Виталий: Сейчас надо одеться сначала.

Виктория (одновременно): Пойдем с тобой…

Сотрудник ДР: Карина, одевайся. На самолете Карина полетит сегодня. Высоко-высоко.

Алеша и Алена

Кое-кто из наших маленьких подопечных даже не мог заснуть накануне важного события. Когда за Алексеем и Аленой приехали родители, они узнали от сотрудников детского дома, что ночью Леша почти не спал.

Сотрудник ДД: Сказали, к половине восьмого подготовить. А он уже в нетерпении…

Леша: Я с шести тридцати уже…

Татьяна: Выспимся, да, Леш?

Сотрудник ДД: Алена, ты готова, все?

Виктор: Готова!

Корр.: Что вы пожелаете своим выпускникам?

Сотрудник ДД: Здоровья, учебы хорошей.

Татьяна: Спасибо.

Корр.: Спасибо. До свидания.

(начинает работать мотор автобуса)

Корр.: Все кричим «До свидания, до свидания!»

Детский голос (одновременно): Пока!

Корр.: Да, в новую жизнь поехали, в счастливую.

Никита и Витя. Данил, Никита и Вика

В новую счастливую жизнь из одного иркутского дома ребенка отправились сразу «четыре сыночка и лапочка-дочка». Два мальчика – в одну многодетную семью, и очаровательная девчушка с двумя братиками – в другую.

Сотрудники ДР: Никита поедет домой! К папе, к маме иди одеваться!

Артем: Иди-и-и, зайка!

Ирина: Давай скорей одеваться. (довольное восклицание ребенка)

Изабелла: Да-да.

Сотрудник ДР: Ну, ребятишки, вы счастливые у нас!

Изабелла: Как он возле мамочки сидит!

Корр.: Прижался. Маму узнал сразу Никита!

Изабелла: Да, а как же? Подымай ручки вверх! Вот так!

Детский лепет: У-па-ла!

Изабелла: Да, упала. Ишь, «мама» говорит уже, «мама».

Корр. (ребенку): Ты куда едешь, домой? Домой! К братикам-сестричкам!

Детский лепет: Дя!

Изабелла: Пойдем.

Артем: Спасибо вам большое.

Изабелла: А «пока» помаши, Никита, помаши «пока».

Ирина: Поехали?

Изабелла: «Пока-пока», скажи.

Детский лепет: Да!

Корр.: Красота какая!

Ирина: Викуся.

Корр.: Виктория… (умильно) сейчас к папе на ручки!

Сотрудник ДР: Хорошие, ну, они вообще все славные!

Корр.: Ну что, побежали? (слышны шаги, звук мотора)

Изабелла: Спасибо огромное за наших деток!

Сотрудник ДР: Вам спасибо, что вы их забираете в семью!

Продолжение следует…

Мы тоже очень благодарны семьям, которые приняли участие в поездке и сделали счастливыми 13 ребятишек. Но это – лишь наиболее яркая и заметная часть работы большой программы – «Поезд надежды». Можно сказать, что это «надводная часть айсберга». А «подводная», как это обычно и бывает, – гораздо больше. За неполную неделю пребывания в Иркутске силами команды «поезда» и при ее участии был проведен Круглый стол для работников органов опеки и руководителей интернатных учреждений на очень важные для региона темы. Для обновления регионального банка данных о детях-сиротах сделаны профессиональные фотопортреты почти 200 ребятишек. А в дома ребенка города Иркутска мы привезли так необходимое им медицинское оборудование и лекарства.

Но и это еще не всё. 10 октября надежные крылья «Аэрофлота», предоставившего бесплатные места и большим, и маленьким участникам поездки, унесли нас в Москву. Однако работа на этом вовсе не закончилась. Ведь благодаря тому, что пребывание «поезда» активно освещалось в прессе, больше людей стали обращать внимание на иркутских детей, которым нужны родители. А мы поможем всем желающим узнать о ребятишках как можно больше: в эфире радиожурнала «Детский вопрос» обязательно будут звучать интервью с маленькими иркутянами. Кстати, в нашем «Листе ожидания» уже начали появляться новые детские анкеты. Вглядитесь! И, может быть, в ком-то из наших подопечных вы увидите своего сына или дочку.

БЛАГОДАРИМ
наших соратников, которые помогли организовать эту поездку:

 - компанию «Аэрофлот»;
 - компанию «Аэроэкспресс»

партнеров в Иркутске:

- и. о. министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Владимира  Анатольевича Родионова;
- заместителя министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Татьяну Ивановну Плетан;
- начальника отдела по ведению регионального банка данных Министерства социального развития Иркутской области Ольгу Васильевну Дунину;
- начальника Управления опеки и попечительства г. Иркутска Оксану Владимировну Билык;
- начальника отдела семейного жизнеустройства Управления опеки и попечительства г. Иркутска Анну Валентиновну Самсоненко;
- руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  г.Иркутска.

 и друзей:

 - психолога Татьяну Павлову;
 - врача-педиатра Ольгу Серкову; 
 - юриста Оксану Хухлину;
 - приемных мам-волонтеров  Элину Борисову и Елену Боченкову;
 - фотокорреспондента МИА «Россия сегодня» Владимира Песню;
 - фотографов-волонтеров Юрия Назырова, Владимира Смирнова, Николая Тарханова.

Особая благодарность семьям, которые доверили нам самое главное событие в своей жизни!

Продолжение следует…