И. Кожухарова: У меня к вам огромная просьба, ко всем, кто работает в этой схеме – давайте перейдем от режима ужесточения требований к режиму сотрудничества! (Аплодисменты). Потому что все мы – вот эти приемные родители, разные («кривые», «косые», не совсем опытные, сегодня немножко странные, там, с какими-то «розовыми» мыслями, с не очень «розовыми» мыслями) – мы все являемся ресурсом этой программы семейного воспитания. Если мы завтра не придем и не возьмем этих детей, то не придет никто. Инопланетяне с розовыми крылышками из страны розовых пони сюда не прилетят. Которые придут и возьмут первым ребенком сложного подростка. Которые придут и возьмут первым ребенком инвалида. Это, на самом деле, утопия, от которой я очень прошу вас отказаться даже в мыслях.

А для того чтобы помочь уже действующим, что надо делать для профилактики насилия в семье? Первое – изучить опыт регионов, у которых он есть. Например, в Республике Крым уже десять лет действует постоянно, на постоянной основе форма сопровождения всех абсолютно приемных семей. Это обязательная форма социального сопровождения. Почему не изучить этот опыт? Да, где-то хорошо, где-то плохо. Очень много зависит, опять же, от человеческого фактора. Где работают специалисты, где работают люди неравнодушные, там все прекрасно. Где работают, простите, те, на кого мы не смогли найти компьютерную защиту, там совсем другая картина.

Дальше. Если вы хотите профилактику возврата, существуют дети… Я настаиваю на этом! Существуют дети, которые настолько травмированы… они в этом не виноваты, но они, к сожалению, есть… которые настолько травмированы своей предыдущей историей, что, войдя в семью, они могут разрушить любую, самую ресурсную семью. Вот для таких детей у нас (и на этом я тоже настаиваю) не создано ничего. У нас нет ни единого ресурсного центра, где специалисты могли бы помочь детям с тяжелой патологией… вот именно поведенческой патологией. У них может быть абсолютно первая группа здоровья, но абсолютно поведенческая патология на уровне… вот то, что психиатры ставят расстройство личности и поведения. Таких детей у нас девать некуда, в условиях семьи они могут любую семью растереть в пыль. Кроме того, они за пределами семьи могут совершить любое преступление, ответственность за которое несут приемные родители. То есть для таких приемных родителей создается ситуация «брось, а то уронишь»: либо ты его сам за ручку приведешь куда-то и сдашь, либо ты будешь отвечать.

Значит – создать реабилитационные центры для таких детей. Для родителей создать постоянно действующие ресурсные центры и группы взаимоподдержки (это ввести как один из критериев работы органов опеки). Проанализировать опыт успешных регионов. Развивать службу медиации, которая у нас необходима для взаимодействия с разными… (аплодисменты) со школами и с… медиация – это широкое понятие. Прежде всего, при разработке законодательства, когда мы прописываем какие-то требования к приемным родителям – исходить из того, кого мы хотим привлечь в эту историю. И реформировать комиссию по делам несовершеннолетних в опекунский совет.