И. Меркуль: Я работаю в Московской области директором областного центра сопровождения замещающих семей. Так получилось, с 2010-ого года я работала в институте, органы опеки и попечительства, обратились к нам в институт с просьбой проводить психологические обследования кандидатов в замещающие родители. Как вы понимаете, на тот момент нормы не было, оно носило рекомендательный характер, так же как и подготовка граждан к приему ребенка на воспитание в семью. В то время еще нами была разработана не только программа психологического обследования, которая на тот момент позволяла определять как педагогическую компетентность гражданина к приему ребенка на воспитание, так и учитывать мотив приема ребенка на воспитание в семью и наличие либо отсутствие деструктивных личностных особенностей. Я кандидат психологических наук, и, конечно, всё, что мы делаем, действительно должны делать в интересах детей, с позиции ребенка.

Если мы говорим о наличии либо отсутствии деструктивных личностных особенностей, то о чем мы говорим? Мы говорим о патопсихологических чертах личности, которые у человека либо могут быть, либо они могут находиться в норме, либо они могут быть ярко выражены. И вот этот комплекс рекомендаций, выводы, которые мы получаем о тех или иных особенностях человека, позволяют нам дать рекомендации, для того чтобы улучшить свое, наверное, психологическое состояние, для того чтобы обратить внимание на особенности своей семьи, на ресурсы своей семьи. Потому что, вы понимаете, когда семья находится на грани разрыва, и когда человек, который обратился в школу приемных родителей, неделю назад потерял своего кровного ребенка (а таких кандидатов тоже очень много), он находится в таком состоянии, когда сам нуждается в психологической помощи. Вот после того, как он эту помощь получит, он может взять ребенка в семью на воспитание, но в настоящий момент он должен обратить внимание на себя. И когда человек войдет, и семья войдет в состояние нормы, то, конечно, нужно принимать того ребенка, который сам нуждается в помощи.

В московской области 80 служб сопровождения. Технология, которая разработана нами, она используется практически всеми специалистами служб сопровождения московской области.

Е. Альшанская: Ирина Анатольевна, можно? А у меня вот один вопрос, сколько человек прошло и за сколько лет, вот эти ваши… (Гул голосов).

Ю. Зимова (одновременно): И сколько не прошло – тоже очень важно.

И. Меркуль (одновременно продолжает): С 2010-ого года мы проводим это обследование… вот в семнадцатом и восемнадцатом году, вот только за эти годы у нас проходят подготовку около двух с половиной тысяч человек. 95% проходят психологическое обследование, дает согласие. Работа эта – не одного специалиста, работа комплексная, всей службы, принимает участие несколько специалистов. Эта работа состоит из нескольких этапов. Мы не говорим о тестировании, не упрощаем. Начиная от первой встречи, от собеседования и дальше работа в течение школы приемных родителей с кандидатом, где используются методики и человек изучается с разных сторон. И в конце мы проводим консилиум, где все специалисты, участвующие как в психологическом обследовании, так и ведущие школу приемных родителей, обсуждают результаты, и только после этого консилиум принимает решение, какие рекомендации мы даем. Есть люди, которым, наверное, заниматься лучше чем-то другим, но не работать с детьми, потому что по той или иной причине в настоящий момент они эту работу не готовы выполнять, и взаимоотношения с ребенком такого человека в настоящее время не принесет ребенку пользу. Потом – да, мы не ставим на человеке клеймо, важно грамотно, правильно, профессионально дать рекомендации, и очень важно, чтобы человек нас услышал, и эти рекомендации он учел.

Ю. Зимова: Ирина Анатольевна, ну так всё-таки, скольким людям было отказано после психологического тестирования? Есть такая статистика? После обследования…

И. Меркуль: На самом деле, отказано… у кого выражены явные такие деструктивные качества, их считанные люди, их не так много. Большее количество тех, у кого были выявлены неконструктивные мотивы (неконструктивные – это вот только-только потеря ребенка, тогда даем рекомендации, мы не отказываем) либо пихопоталогические черты личности.