Людмила Александровна: Здравствуйте! Я могу говорить, да?

И. Зотова: Да, конечно.

Людмила Александровна: Это Людмила Александровна. Ну я уж так отчество… Поскольку возраст у меня уже приличный, но семидесяти пока нету. У меня вопрос такой о приемных подростках. Просто у меня возникает необходимость по возрасту. Хочется взять ребенка, но я понимаю: маленького, конечно, по возрасту – увы. Ну конечно, индивидуально хотела бы обговорить все эти за и против, которые возникают при этих ситуациях. Жилье у меня есть. Я москвичка, вот. Но получается…

Т. Павлова: Людмила Александровна, а вы кого хотите брать – мальчика, девочку? Какого возраста?

Людмила Александровна: Вы знаете, я бы хотела и мальчиков, и девочек. Потому что… ну знаете, по возрасту уже хотелось бы как можно больше сделать уже в этом плане.

И. Зотова: Скажите, пожалуйста, у вас кровные дети есть?

Людмила Александровна: У меня был. Он умер. Сын.

И. Зотова: Понятно…

Людмила Александровна: Давно умер уже. Ну, как бы, вырастила, выучила. И институт окончил. Ну вот. Вот так вот. Я жила… потом знаете как… у меня пожилые родители были… И я ухаживала за ними. И поэтому вот так вот.

Т. Павлова: Людмила Александровна, ну смотрите. Здесь очень важно понимать, чтобы не взять на себя слишком большой груз и не разочароваться. Очень хорошо, что вы хотите помочь этим детям. Здесь очень нужно правильно выбрать ребенка, чтобы вы с ним сошлись, что называется, да.

Людмила Александровна: Вот это-то я понимаю. И хочу этого.

Т. Павлова: Ну, для начала вам в любом случае хорошо бы посетить школу приемных родителей, где вам расскажут все эти нюансы.

Людмила Александровна: Я ее посетила.

Т. Павлова: Угу…

Людмила Александровна: У меня даже два высших образования. Я и психолог, и педагог.

Т. Павлова: Видите. Здорово!

Людмила Александровна: Ну вы знаете, рассказывали, очень хорошо рассказывали.

Т. Павлова: Здорово.

Людмила Александровна: Ничего не хочу сказать. И я бы даже еще раз прослушала где-то еще. Понимаете, дело в том, что конкретно с моим случаем, чтобы вот именно подсказали, с чего нам начать. Чтоб человек уже как бы… ну понимал, каким я являюсь претендентом на… ну мамой там как бы… или как это назвать сейчас?..

Т. Павлова: Поняла. Ну смотрите. Вы можете прийти просто на индивидуальную консультацию к нам в службу. И мы с вами можем пообщаться на эту тему. Вы можете пользоваться консультациями своих преподавателей ШПР. Вы можете прийти, кстати, и в нашу школу приемных родителей и какие-то свои вопросы задать. А вот по поводу… я сейчас могу сказать, что, учитывая ваш опыт, ваш возраст и ваше желание помочь… возможно, вам подошел бы ребенок… ну, во-первых, старшего возраста, да. То есть нужно посмотреть либо мальчика, либо девочку, которые имеют опыт проживания с бабушками. Вот есть такие дети, которых бабушки воспитывали. Потом так как-то случилось, что они… ну попали в учреждение, и они привычны к такой структуре семьи. Они знают, что там есть мама, там, или бабушка старшего возраста. Как к ней обращаться, знают. И не возникает какой-то внутренней конкуренции. Потому что дети…

Людмила Александровна: Я согласна.

Т. Павлова: Дети обычно хотят маму, папу молодых. Чтобы они там активные, все с ними занимались…

Людмила Александровна: Я согласна. Я об этом думала.

Т. Павлова (продолжает): …Бегали, да. Это первый момент. Второй момент. Возможно… ну я не знаю, как у вас сложится… ну, возможно, вам стоит начать с гостевого, длинного гостевого. И посмотреть, как вы вообще с этим ребенком сможете находиться долго в одной квартире, учитывая опыт и ваши привычки.

Людмила Александровна: Угу.

Т. Павлова: То есть насколько это вообще будет нормально. То есть когда вы оформите документы. Если вы уже ШПР прошли… И вы уже, наверное,  дошли до опеки, да… если у вас есть…

Людмила Александровна: Ну, вообще-то, да.

Т. Павлова: Если у вас есть заключение, то…

Людмила Александровна: Заключения пока нет. Ну как? Ну дают они при выходе из школы.

Т. Павлова: Да. Да. Они вам дают документы. Дальше вы просто ставите возраст постарше детей. И смотрите на конкретных детей-подростков. Я бы вам советовала брать девочку, учитывая, что у вас был сын, погиб. И чтобы не надо было сравнивать. Есть очень хорошие девочки, которым прямо вот  нужно помочь на выходе…

Людмила Александровна: Согласна.

Т. Павлова: Помочь поучиться, пожить.

Людмила Александровна: Понимаю. Я думала об этом.

Т. Павлова: Вот смотрите такую девочку. Берите ее в гости. Не обещайте ей гор золотых, а просто долго… ну, там, на каникулы…

Людмила Александровна: Угу.

Т. Павлова: …На выходные. А потом смотрите, что из этого получится. Если понятно, что вы… ну не тянете как мама… Такое тоже может быть, и не потому что вы там плохая, да?

Людмила Александровна: Угу. Угу.

Т. Павлова: А потому что не складывается.

Людмила Александровна: Ну да. Да.

Т. Павлова: Для этой девочки… Для нее в любом случае будет очень большой опорой, что у нее есть кто-то куда можно прийти. Где можно просто отдохнуть от людей. Кто ей подскажет, поможет с обучением или просто ее как-то морально поддержит. Единственное, что вас хочу предостеречь. Не соглашайтесь. Очень часто такие дети говорят: «Возьми мою подружку или возьми двоих. Возьми еще кого-нибудь». Не берите паровозом никого. Потому что в этой ситуации для вас будет очень тяжело справиться сразу с несколькими детьми. И, как правило, дети просят про подружку, потому что они сами не уверены и боятся. А потом выясняется: никакая подружка была не нужна, а просто страшно было. И я очень часто сталкиваюсь с ситуациями, когда как раз вот друзья и подружки – они в семье потом устраивают ну очень сложные проблемы. А вот ребенок, которого вы изначально выбрали, он как-то… ну или она там как-то... ну душой откликнулась. Вот вы с ней и устанавливайте отношения. Для начала очень неплохой вариант – это в выходные приходить сначала туда, а потом просто к вам. И вы увидите вообще… что за девочка? что она любит? что она может? И к себе прислушаетесь, потому что помогать вообще можно по-разному. Необязательно для этого брать в семью. Можно уроки…

И. Зотова: Можно с учебой помогать.

Т. Павлова: Да. Можно с учебой помогать, да.

И. Зотова: У нашей радиослушательницы два высших образования!

Т. Павлова: Да. Да.

И. Зотова: Наверное, можно помочь подготовиться в колледж, в институт даже. Ну, на самом деле, в Москве есть возможности познакомиться так с подростком. Потому что Москва периодически устраивает в детских домах дни открытых дверей – так называемые «Дни аиста». С готовым пакетом документов туда можно прийти и пообщаться с ребятами.

Т. Павлова: И там можно даже просто слушателям ШПР прийти. То есть необязательно заключение иметь, можно и прийти как гость. Там же открытое мероприятие. Единственное, нужно позвонить записаться в учреждение.

И. Зотова: Вот это очень хорошая форма для начала контакта, для знакомства.

Т. Павлова: Да.

И. Зотова: И заодно и себя проверить.

Т. Павлова: Да.

И. Зотова (продолжает): Насколько моя идея продуктивна. Да. Насколько она не из области фантастики.

Т. Павлова: Можно просто побыть рядом, долго побыть рядом с детьми этого возраста. И вы поймете: вас хватает или нет?

И. Зотова (подхватывает): Хочу я продолжения или нет?

Т. Павлова: Я хочу, чтобы это все время было в моей квартире, в моей семье? Или я просто хочу помочь и уйти в свой безопасный уголок?

И. Зотова: Ну это тоже ведь вариант.

Т. Павлова: Да.

И. Зотова: Можно же, в конце концов… Можно же договориться с детским домом и приходить туда заниматься с ребятами, так налаживать контакт.

Т. Павлова: Да. Да.

И. Зотова: Ну в качестве, там… я не знаю… репетитора каких-то ребят.

Т. Павлова: Есть гостевые, кстати, программы. Где наставники нужны.

И. Зотова: Да. Поэтому очень много вариантов помощи детям, которые предусматривают не только появление ребенка именно в семье.

Т. Павлова: Угу.

И. Зотова: Поэтому подумайте. Я думаю, что вы найдете себя в одной из таких историй.

Людмила Александровна: Спасибо!

Т. Павлова: Спасибо вам.