Что делать если подросток пытается «обналичить» свое прошлое (получать какие-либо привилегии материальные и нематериальные от взрослых и сверстников на основании того, что бедный сиротка)?

Т. Павлова: Ну вот это такая типичная штука. Да их же так учили. Ну не то чтобы им так воспитатель говорил: «Прикидывайся сироткой». Они жили в такой среде, где это было выгодно.

И. Зотова: Такое манипулирование взрослыми.

Т. Павлова: Да. Это инфантилизм отчасти и манипуляция. И для того чтобы понять, что здесь это невыгодно, ребенок должен получать обратную связь, что «тебе это не помогает». Потому что словами это объяснять невозможно. Если он идет – ему деньги дают. Вы ему говорите: «Не делай! Неправильно!» Он говорит: «Так смотри, вот я пошел – мне дали». То есть нужно так, чтобы он получил в ответ: «Ты что это вообще делаешь?!» И не от вас.

И. Зотова: Чтобы это не срабатывало.

Т. Павлова: Чтоб это не срабатывало, а срабатывало что-то другое. Чтобы… ну смотри: здесь так не проходит. И тогда тебя, там, звать не будут… ну потому что ты все время попрошайничаешь.

И. Зотова: Ну понятно – не вестись на подобные манипуляции дома.

Т. Павлова: Конечно, нельзя вестись. Нет.

И. Зотова: Очень тяжело выдержать такое.

Т. Павлова: Очень. Это очень тяжело. И, кстати, это требует времени, да.

И. Зотова: Особенно это вот старшие родственники – бабушки, дедушки. Сразу хотят задарить, обогреть: «Ну как же! Вот сиротка, ему же вот так тяжело в жизни пришлось!» И вот сразу все и за один праздник.

Т. Павлова: Можно говорить другими словами (если бабушка, дедушка это делают)… что «мы тебя задариваем, обогреваем не потому, что ты сиротка, а потому что ты наш. Мы вообще всех своих одариваем и обогреваем, а чужим не даем».

И. Зотова: Угу.

Т. Павлова: И тогда это легче и понятней, да.

И. Зотова: Мотивация другая.

Т. Павлова: Да. Да.