- Где воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей?

Из родильных отделений и детских больниц малыши попадают в дома ребенка. В домах ребенка они находятся до исполнения четырех, а иногда и пяти лет (в основном по медицинским показаниям). По исполнении четырех лет ребенка обычно переводят в дошкольный детский дом. Из дошкольных детских домов дети, достигшие школьного возраста, переводятся в детский дом или школу-интернат, где они живут до совершеннолетия. Подавляющее большинство сиротских учреждений для детей старше трех лет находится в ведении Минобразования РФ, однако специальные и коррекционные учреждения могут относиться к Минсоцзащиты РФ, Минздраву РФ или негосударственным организациям.

Иногда дети долгое время остаются в лечебных учреждениях, куда были направлены для первичного осмотра сразу после изъятия из биосемьи или где были оставлены биоматерью. Такое положение дел говорит о плохой работе ООП по месту нахождения больницы, а не реальных проблемах со статусом детей на семейное устройство. Наличие заинтересованного кандидата помогает с успехом добиваться передачи «больничных» сирот в семью, включая усыновление, поэтому непременно проконсультируйтесь с независимым юристом, прежде чем делать какие-то выводы о статусе проживающих в больнице сирот.

- Могу ли я прийти с заключением о возможности быть усыновителем (опекуном, приемным родителем) прямо в больницу, дом ребенка или детский дом?

Для личного знакомства с ребенком вы должны получить направление на его посещение, которое выдает либо орган опеки и попечительства (ООП) по месту нахождения детского учреждения, либо оператор регионального банка данных (о последнем будет подробнее рассказано ниже). Обращение в детское учреждение без этих документов обычно встречает обоснованные возражения администрации, особенно если речь идет о детской больнице или доме ребёнка, которые относятся к медицинским учреждениям и более закрыты от внешнего мира, чем детские дома и школы-интернаты.

Более того, даже если администрация учреждения и готова показать вам ребенка неофициально, я не советую злоупотреблять этой возможностью и откладывать посещение ООП или оператора банка данных. Во-первых, только ООП или оператор банка данных могут дать вам исчерпывающую и точную информацию о статусе ребенка на семейное устройство (как показывает опыт, у администрации учреждений обычно очень смутное, скорее бытовое, представление об этом аспекте), во-вторых, лишь получение официального направления на посещение закрепляет ваш приоритет на этого ребенка и исключает появление других кандидатов на знакомство, и, в-третьих, именно ООП (а не администрация учреждения, которая часто пытается произвести такое впечатление на кандидатов) уполномочены принимать решение о назначении вас опекуном ребенка или участвовать в суде по усыновлению ребенка. Поэтому нужно и важно сначала получить официальное направление на посещение от ООП или оператора банка данных (который в обязательно порядке поставит ООП в известность о выданном направлении), а уж затем "штурмовать" воспитательное учреждение.

Некоторые детские учреждения с разрешения органов опеки создают собственные сайты, где помещают сведения о детях. Однако, если вас заинтересовал ребенок с одного из этих ресурсов, вам все равно следует сначала обратиться за направлением на посещение к специалисту ООП по месту нахождения детского учреждения, контакты которого всегда есть на подобных сайтах.

- Как устроена российская система распространения информации, подбора и поиска детей для кандидатов в усыновители?

Если кратко, то система работает так: в течение первого месяца с момента выявления на территории своего района или города ребенка, оставшегося без попечения родителей, ООП обязан поставить ребенка на учет как лишенного родительского попечения, завести личное дело и предпринимать усилия по устройству его в семью. В деле ребенка подробно указываются все данные ребенка, его биородителей и других известных родственников, прикладывается фотография, результаты медосмотра. Если в течение месяца ребенок не устроен в семью, то ООП обязан передать составленную на основе личного дела ребенка анкету в региональный банк данных, который чаще всего находится в ведении окружного комитета (департамента) образования, или же подчиняется органам социальной защиты при администрации региона. За передачу кандидатам информации, находящейся в региональном банке данных, отвечает региональный оператор, при этом личное дело ребенка продолжает храниться в ООП по месту нахождения ребенка. Если в течение месяца подобрать семью ребёнку не удалось, то его анкета передаётся (а по сути - дублируется) на самый высокий уровень - Федеральному оператору банка данных при Минобразования РФ, база данных которого находится на www.usinovite.ru. Таким образом, во многом от профессионализма ООП зависит оперативность появления информации о ребенке в банке данных. Также, картотеки ООП по определению более подробны и информативны, чем данные банков всех уровней.

Есть несколько документов, регулирующих работу этой системы, из которых Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 217 , непосредственно касаются взаимоотношений кандидатов и оператора банка данных.

Обратите внимание: согласно п. 10 Правил передачи детей на усыновление, утв. Постановлением Правительства № 275 Федерального закона РФ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" даже если сведения о ребенке были переданы в банк данных, ООП по месту нахождения ребенка обязан продолжать предпринимать все усилия для подыскания ребенку семьи и предоставлять кандидатам сведения о нем и направления на посещения.

 - Я могу сразу же обратиться в ООП или банк данных другого региона или надо сначала просмотреть все дела детей из моей районной опеки?

Если на территории вашего района есть дома ребенка, детские дома и школы-интернаты, то сведения о всех детях-сиротах, находящихся там, в обязательном порядке передаются в ООП по месту вашего жительства, и вы можете начать поиск именно там. Но если на территории вашего района нет соответствующих детских учреждений или вы по каким-то причинам не хотели бы подбирать ребенка из своего района, это совсем не значит, что у вас нет альтернативы. Согласно п. 10 Правил передачи детей на усыновление и п. 3 ст. 5 Федерального закона РФ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" при наличии заключения о возможности быть усыновителем вы имеете право обратиться к любому ООП и/или региональному оператору банка данных на территории РФ напрямую, минуя ООП по вашему месту жительства.

- Мы обратились к специалисту ООП по месту нахождения ребенка, а она отказалась нас принять, объяснив, что все направления теперь дают только через региональный банк данных...

Как говорилось выше, независимо от факта передачи сведений о детях в региональный банк данных, орган опеки обязан предоставлять кандидатам информацию о детях на территории соответствующего района и выдавать направление для посещения. Эта обязанность закреплена в п. 10 Правил передачи детей на усыновление, утв. Постановлением Правительства № 275 , а также в п. 3 ст. 5 Федерального закона РФ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" , который гласит:

Предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным операторам или федеральному оператору не освобождает органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации от обязанности по устройству или организации устройства таких детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Действительно, банк данных создавался не с целью освободить районные ООП от выполнениях их обязанностей, а чтобы расширить круг поиска кандидатов. Первичной инстанцией, где хранится дело ребенка, остается ООП по месту нахождения ребенка, которые обязаны продолжать поиски семьи для ребенка и оказывать услуги по подбору ребенка всем обратившимся кандидатам. О выдаче направления на ребенка или передаче его в семью орган опеки извещает оператора банка данных стандартным извещением, и наоборот.

ЧТО ДЕЛАТЬ? Если обратиться к оператору банка данных (чтобы просто не спорить с ООП) неудобно или невозможно, то необходимо сделать несколько копий заключения и документов, на основании которых оно было выдано (это можно сделать в любом почтовом отделении РФ, а оригиналы всегда остаются с кандидатом!), и подать в ООП на личном приеме вместе с заявлением с просьбой «в соответствии с п. 10 Правил передачи детей на усыновление, утв. Постановлением Правительства РФ № 275 в кратчайшие сроки предоставить мне информацию о состоянии здоровья и статусе на различные формы семейного устройства воспитанника ___(номер детского учреждения)___ и выдать направление на его посещение». Формулировка может быть любая, главное дать ссылку на пункт Правил и по смыслу потребовать именно подобной информации и выдачи направления. Для верности второй такой же пакет документов после визита в ООП необходимо переслать по почте заказным письмом, а почтовую квитанцию сохранить.

Внимание! Устные беседы, устные отказы и любые другие устные сообщения не имеют никакого правового значения и не могут быть основанием для обжалования действий ООП в прокуратуру или суд. Поэтому всегда старайтесь оставить грамотный письменный «след», который, в свою очередь, заставит ООП рассмотреть ваш запрос в официальном порядке. Как только ваше дело переходит в это официальное русло, процент отказов (но уже письменных, а не устных) начинает стремительно стремиться к нулю - проверено практикой! Не бойтесь испортить отношения: вам не нужна «дружба» с ООП, которая не дает результатов, а вот вежливое, но твердое настаивание на своем привносит в ваше общение с чиновником не вражду, а внимание к вашим запросам - и это тоже проверено практикой! Смелее напоминайте сотрудникам ООП о нормах закона, просите их прокомментировать, цитируйте: вы удивитесь, как часто именно кандидат становится источником знаний для лиц, которые по логике должны были владеть ими в силу должностных обязанностей.

- Как быстро оператор банка данных предоставляет сведения о детях?

После получения заявления кандидата о подборе ребенка оператор банка данных в течение 10 дней обязан предоставить анкеты детей, соответствующих пожеланиям кандидата. Если желаемого ребёнка найти не удается, кандидат оставляет заявление о поиске, а оператор обязан каждый месяц информировать кандидата о наличии (отсутствии) в банке данных информации о требуемом ребенке, а также знакомить кандидата с вновь поступившими анкетами детей.

- Что делать, если оператор банка данных фактически отказывается работать с кандидатом?

Прежде всего, ваше общение с оператором банка данных должно строиться исключительно в рамках и по правилам, предписанным Правилами ведения государственного банка данных, а именно пп. 14-17 Правил. Для начала поиска ребенка вам необходимо подать только три документа: заявление и анкету (которые вы заполняете на приеме у оператора, формы их приводятся в Приказе Минобразования № 2750 ) и заключение о возможности быть усыновителем (желательно, копию), и с этого момента у оператора есть только 10 дней, чтобы ответить вам по существу: выдать направление на посещение ребенка или мотивированный письменный отказ, причины которого, кстати, ограничены Правилами. Если оператор начинает придираться к вашим документам, требовать какие-то дополнительные документы или устно сообщает, что «детей у нас нет», вспомните, пожалуйста, что:

Внимание! Устные беседы, устные отказы и любые другие устные сообщения не имеют никакого правового значения и не могут быть основанием для обжалования действий оператора банка данных в прокуратуру или суд.

И поэтому обязательно оставляйте пакет документов, предусмотренный именно Правилами (а не больше), и требуйте письменного ответа в установленные законом сроки! Смелее напоминайте оператору о нормах закона, просите их прокомментировать, цитируйте: вы удивитесь, как часто именно кандидат оказывается источником знаний для лиц, которые по логике должны были владеть ими в силу должностных обязанностей.

- Я получила направление и пришла в дом ребенка, но главврач (юрист, психолог и пр.) фактически саботирует мои встречи с ребенком, мотивируя то неудобным расписанием, то карантином, то еще какими-то явно надуманными причинами…

Увы, такие случаи имеют место и являются грубым несоблюдением установленных пп. 11 и 12 Правил передачи детей на усыновление и Приказом Минздрава РФ № 369 обязанностей руководителя учреждения (или лица, исполняющего его обязанности) по отношению к кандидату в усыновители, а именно:

· предоставить кандидатам полную информацию о ребенке, показать личное дело, рассказать о состоянии здоровья и особенностях развития на настоящий момент,

· разъяснять кандидатам их право на независимую экспертизу в медицинских учреждениях по вопросам, связанным с освидетельствованием состояния здоровья ребенка, передаваемого на воспитание в семью (независимое медицинское освидетельствование осуществлять при участии медицинского работника учреждения), и

· обеспечить кандидатам возможность посещать ребенка в часы, установленные распорядком дня данного учреждения.

Обратите внимание, что согласно п. 11 Правил передачи детей на усыновление кандидаты не только имеют право, но и обязаны наладить личный контакт с ребенком и знакомиться с его медицинской картой. При возникновении таких препятствий необходимо направить письменную жалобу (со ссылкой на нормы закона и описанием фактов) в ООП по месту нахождения учреждения с копией в адрес районного прокурора и руководителя самого учреждения.

- Что такое «статус ребенка на семейное устройство»? Где его можно уточнить?

Статус на семейное устройство - это способность данного ребенка быть переданным на усыновление, или под опеку, или в приемную семью. Способность эта обусловлена исключительно ситуацией с биородителями ребенка, а не национальностью, возрастом, состоянием здоровья или другими особенностями самого ребенка. Легче всего показать разницу в статусе на различные формы семейного устройства в виде таблицы, и как вы увидите, требования к передаче в приемную семью и опеку самые низкие, так что практически любой ребенок, оказавшийся в системе органов государственного воспитания, может быть передан на воспитание в приемную семью или под опеку:

Кто может быть усыновлен

Ст. 124 Семейного кодекса РФ п. 2 Правил передачи детей на усыновление, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 275

Усыновлению (удочерению) подлежит несовершеннолетний ребенок (дети), родители которого:

· умерли;
· неизвестны (усыновление найденного или подкинутого ребенка возможно при наличии соответствующего акта, выданного органами внутренних дел, а усыновление ребенка, оставленного в родильном доме возможно при наличии соответствующего акта, составленного администрацией этого учреждения ;
· признаны судом безвестно отсутствующими или объявлены умершими;
· признаны судом недееспособными;
· лишены судом родительских прав (усыновление возможно через 6 месяцев после вступления в силу решения о лишении прав);
· дали в установленном порядке согласие на усыновление;
· по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания. Наблюдается тенденция получать либо согласие биородителей на усыновление, либо лишать биородителей прав, что откладывает усыновление как минимум на полгода. Однако закон предоставляет значительно больше оснований для усыновления ребенка, чем эти два. Каждое из перечисленных выше оснований является самостоятельным и констатируется непосредственно в суде по усыновлению, кроме лишения родительских прав, которое должно быть утверждено судом по месту нахождения биородителей не менее чем за 6 месяцев до усыновления.

 

Кто может быть передан под опеку

ст. 121 и ст.145 Семейного кодекса РФ

Под опеку (попечительство) можно принять любого ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, а именно в случае:

смерти родителей,
· лишения их родительских прав,
· ограничения их в родительских правах, · признания родителей недееспособными,
· болезни родителей,
· длительного отсутствия родителей,
· уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений,
· в других случаях отсутствия родительского попечения. Обратите внимание, что перечень фактически открытый и сформулирован очень общо. Это не случайно - опека не прерывает отношений ребенка с биосемьей, поэтому фактически каждый лишенный родительского попечения сирота может быть передан на воспитание в семью опекуна.

 

Кто может быть передан на воспитание в приемную (замещающую) семью

Ст. 154 Семейного кодекса РФ

На воспитание в приемную семью передаются:

· дети-сироты;
· дети, родители которых неизвестны;
· дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;
· дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях. При этой форме семейного устройства требования к статусу ребенка минимальны, поскольку приемная семья фактически выполняет роль воспитателей государственного учреждения, в котором находится ребенок.

 

 

Обратите внимание, что вопросами статуса ребенка заведует ООП или оператор банка данных, обсуждать их с администрацией учреждения просто бессмысленно с правовой точки зрения, поскольку первичное дело ребенка и его анкета хранятся именно и только в ООП и у оператора банка данных. Более того, даже если ООП или оператор банка данных сообщают вам о «проблемах со статусом», вы, как кандидат, имеете право изучить документы самостоятельно и в дальнейшем самостоятельно же оценить значительность этих проблем (не без помощи независимого юриста, если необходимо).

Удачи!